Комический матриархат

Кадр из фильма “Очень плохие девчонки”“Очень плохие девчонки”. Режиссер Люсия Аньелло

Фильм Люсии Аньелло “Очень плохие девчонки” продолжает тенденцию, наметившуюся в последние несколько лет в комедийной индустрии: главную роль в дурацких, нелепых, грубоватых и скабрезных комических ситуациях берут на себя женщины, оставляя мужчинам вспомогательные роли. При этом эти женщины не выглядят ни прелесть какими глупенькими, ни ужас какими дурами, и не вызывают чувства неловкости, даже когда заводят речь о различных естественных отправлениях организма. Причем еще совсем недавно почти все были уверены, что шутить – удел мужчин, ну, в крайнем случае, старушек, а женщине молодых и средних лет этим заниматься не стоит, поскольку она будет выглядеть некрасиво, вульгарно.

Но сейчас есть ощущение, что ситуация в области юмора меняется на глазах, меняется стремительно, и скоро женщин-комиков станет намного больше, и шутить они будут не только на женскую тему (как черные стендаперы шутят о том, что они черные), и придется искать к слову “комик” феминитив – комичка? Комикесса? Комица?

Но если Кристен Уир и Мелисса Маккарти, с которых вышеупомянутая тенденция началась (фильмом Пола Фейга “Девичник в Вегасе”), действительно комикессы, то Скарлетт Йоханссон – нет. Романтические комедии в ее послужном списке есть, но фантастические высокооплачиваемые боевики преобладают, к тому же она работает с Вуди Алленом и Софией Копполой – можно было и не соглашаться на роль в фильме, прямо скажем, не самого известного режиссера.

И, тем не менее, Скарлетт Йоханссон согласилась, и это, скорее всего, говорит о том, что она не то чтобы не боится выглядеть вульгарно, но и не собирается этого делать. И дело не только в мастерстве Люсии Аньелло – не так уж много поводов продемонстрировать подобное мастерство у нее было, но и в том, что само понятие “вульгарность” сейчас обозначает нечто другое, во всяком случае, не то, что раньше.

Тема “О чем говорят женщины” уже хорошо разработана в разных сериалах, от “Секса в большом городе” до “Девочек”, поэтому зрителя вряд ли смутят разговоры об использовании ступней в интимном общении и менструальных чашах. Однако раньше такие откровенности все же были уделом только сериалов или отвязных картин, снятых все-таки мужчинами. Йоханссон – показатель того, что женская жизнь во всей ее открытости теперь интересна все большему количеству людей, и морщиться при упоминании вещей, о которых говорили, стесняясь, они не собираются.

Скарлетт Йоханссон играет главную роль нервной блондинки Джесс, не уступая Кристен Уир в комедийном посыле – хотя в фильме будет сцена, похожая на боевик, где Джесс продемонстрирует неплохое владение пистолетом и единоборствами. Да и в целом Джесс вышла не из стендапа, предполагающего некоторую нелепость, неприкаянность и невезучесть героя. У нее как раз все в порядке, и будет в порядке, а вышеперечисленные три “не” разыграют ее лучшие подружки, попадая в трудные сексуальные ситуации, падая с высоты лицом в песок, разбивая автомобили и произнося идиотские речи.

Джесс вела себя несдержанно только во время обучения в колледже, о чем сообщают первые кадры фильма, да и то куда приличнее, чем ее подружки и соученицы, которые перебарщивали с алкоголем настолько, что путали соседнюю комнату с туалетом. А сейчас Джесс прекрасна, у нее идеальные фигура и прическа, послушный ласковый жених Питер (Пол В. Даунс), и она собирается стать сенатором, чему ее приличное поведение очень мешает – конкурент Джесс выкладывает в соцсети разнузданные фото, и счастливый электорат ставит лайки и планирует за него голосовать.

Все меняет девичник Джесс – он традиционно планируется в Майами. Подружки будущей невесты тоже теперь живут по-другому. Блэр (Зои Кравиц) перестала быть бисексуальной, вышла замуж за богатого, родила и уже разводится, мечтая отсудить у мужа побольше денег. Ее бывшая возлюбленная Фрэнки (Илана Глейзер) изо всех сил борется с режимом и находится под подпиской о невыезде. А лучшая подруга Джесс, Элис (Джиллиан Белл), работает в детском саду и ухаживает за матерью с болезнью Альцгеймера.

Поэтому Элис ждет девичника гораздо больше, чем Джесс, намереваясь пуститься во все тяжкие. Она веселится в самолете, хохочет в аэропорту, пляшет и сыплет шуточками в съемном шикарном доме на берегу моря, прыгает на колени к приглашенному стриптизеру. Но так как Элис исполняет социальную роль толстой грубой подружки (у Джиллиан Белл тоже получается не хуже, чем у Мелиссы Маккарти), то стул под ее весом ломается, стриптизер бьется виском об угол тумбочки и умирает.

Далее девушки пробуют как-то разобраться с телом, пытаясь то сбросить его в озеро с крокодилами, то утопить в море. А попутно выясняют отношения – Блэр понимает, что до сих пор не забыла Фрэнки, а Элис отчаянно ревнует Джесс к ее второй лучшей подруге, австралийке Пиппе.

Пиппа без проблем вписывается в коллектив лучших подружек, поскольку она настоящая безумица и способна попадать в не поддающиеся осмыслению ситуации еще чаще, чем Элис. Пиппу играет Кейт Маккиннон, звезда шоу Saturday Night Live (в прошлом году блистала в роли Хиллари Клинтон), которую уже называют преемницей Кристен Уиг. А еще Маккиннон не так давно снялась в новых “Охотниках за привидениями” с Уиг и Маккарти, женской версии любимого фильма, и еще одном “рассаднике” женщин-комиков.

Пиппа подшучивает над Элис, Фрэнки заглядывает в вырез платья Блэр, Джесс страдает из-за того, что дом совершенно прозрачный, и почившего стриптизера может увидеть разносчик пиццы – труп трупом, а поесть все-таки надо. Это настоящий девичник, где главное – чувства, а мужчин на него не приглашают, хотя мужчин в фильме достаточно.

Люсия Аньелло отвела мужчинам ярко выраженную роль второго плана. Но только один из них, дядя одной из девушек и по совместительству юрист, сделает нечто полезное, велев не вызывать к трупу стриптизера полицию и припечатав: “Нету тела – нету дела”. Все остальные мужики – всего лишь иллюстрации к приключениям девичьей пятерки.

Соседями девушек по Майами окажется уморительная пара свингеров (Тай Баррелл и Деми Мур), где главой семьи и наиболее активной в поисках свежих партнеров будет женщина. Похитители бриллиантов, неожиданно ворвавшиеся в дом, – злые и агрессивные, но не настолько, чтобы Джесс не смогла с ними справиться, даже путаясь в розовом банном халате. А на мальчишник Питера придут скромные, тихие, сдержанные мужчины и в качестве отчаянного хулиганства решатся пригласить сомелье и отведать граммов по пятьдесят холодного ламбруско.

После нескольких пьяных звонков Джесс один друг скажет, что Питер, конечно, выбрал пару не по себе: “Пойми, ты по десятибалльной шкале – шестерка, а она – двадцатка!” Второй друг отправит жениха в Майами, спасать невесту, но в качестве примера для подражания приведет опять же женский поступок, рассказав, как одна астронавтка купила много памперсов и проехала, ни разу не остановившись, много километров, чтобы посмотреть в глаза любимому, начавшему роман с девушкой-капитаном ВВС США.

Однако Люсия Аньелло шутит любя и совсем не собирается сообщать, что все мужчины – прелесть какие дурачки или ужас какие дураки. Она говорит скорее о том, что в этом мире многое поменялось, и женщины могут грубо, глупо или очень хорошо шутить, не становясь от этого хуже ни в своих глазах, ни в глазах общественности. Что женская дружба есть, а анекдоты про змею и черепаху устарели и уже никого не веселят – впрочем, это уже давно известно, но повторить еще раз не грех. И если между собой соперничают капитан ВВС и астронавт, то совсем не факт, что они мужского пола.

Жанна СЕРГЕЕВА

Кадр из фильма “Очень плохие девчонки”

«Экран и сцена»
№ 12 за 2017 год.