Кажется, все было недавно

К юбилею Натальи Яковлевны Венжер

Из ЖЖ выпало воспоминание Сережи Серегина… Сейчас он режиссер анимационного кино, а в то время, о котором вспоминает, был студентом журфака МГУ и автором интереснейших материалов об истории кино, о мультипликации в журнале “Экран-детям” (выходил такой журнал, единственный, кстати, в своем роде), в котором мы с Наташей Басиной были редакторами.

Воспоминание Сережи – о первом анимационном “Кроке”, еще не плавучем, не международном, а Всесоюзном, проходившем в октябре 1989-го в Киеве. О том, как собрались у Натальи Яковлевны Венжер замечательной компанией – Алексей Орлов, Миша Гуревич, Толя Прохоров, Саша Герасимов; каждый из них остался верен анимационному кино – пишет о нем или снимает его, а Александр Герасимов проводит фестиваль в Суздале. И как делали этой компанией специальное издание “Крок”.

“Дебаты о газете, – пишет Сережа, – шли не менее жаркие, чем о будущем страны во всех теле-радиоприемниках в прямых трансляциях проходившего в это же время Первого съезда народных депутатов. Помню, как Миша Гуревич метался от нашего стола к телевизору и обратно, сообщал политические подробности и опять погружался в тексты, вырезки, рисунки. Ни о каком компьютерном макетировании мы тогда еще и понятия не имели. Все готовилось в жутком цейтноте. На чистом энтузиазме. Хотелось сделать не обычное фестивальное издание, а что-то грандиозное, интересное, анимационное… В результате напечатали 4 номера. С цветными заставками! Тираж каждого – 50 000 экземпляров. Чтобы не подумали – опечатка: пятьдесят тысяч!”

Добавлю от себя: уже на самом фестивале, на таком же чистом энтузиазме эту газету (меня тоже взяли в свою компанию) распространяли в киевской гостинице и за ее пределами. Один номер “Крока” (эпиграф к нему придумали “Аниматоры всех стран – одушевляйтесь!”), ставшего уже библиографической редкостью, хранится у меня дома.

Вдохновителем, организатором, инициатором, наставником всего этого дела была Наталья Яковлевна Венжер. Она вообще человек уникальный. Уникальность ее еще и в том, что с какой-то истовой убежденностью может увлечь и повести за собой. Когда-то и я поддалась – увлеклась и пошла за ней. В процессе подготовки книги “Сотворение фильма, или Несколько интервью по служебным вопросам” о картинах “Союзмультфильма”, об их создателях, о недавнем прошлом студии и изменчивом настоящем (Наталья Яковлевна собрала, смонтировала и прокомментировала все материалы) она и меня расшевелила и подтолкнула на несколько интервью с драматургами. Благодаря ей, я познакомилась и пообщалась с удивительным Михаилом Давыдовичем Вольпиным, классиком, по сценариям которого на “Союзмультфильме” были сняты “Заколдованный мальчик”, “История одного преступления”.

Наталья Яковлевна – из знаменитой кинематографической семьи. Мама – режиссер-документалист Ирина Венжер. Отец – режиссер-документалист Яков Посельский. Однако сначала пошла своим путем, училась на филологическом и географическом факультетах МГУ и даже работала в Институте геологии и Институте географии АН. Потом уже был ВГИК.

Много лет мы проработали вместе в “Союзинформкино”. Она была редактором, автором изданий, выходивших под маркой этой, тоже единственной в своем роде, организации. Писала о том, что любит и знает, о тех, кого любит и знает. И делает все – по любви. За любовь и преданность анимационному кино ей вручили специальный приз на анима-фестивале в Суздале.

С Даниилом Дондуреем основала информационно-аналитическую компанию “Дубль-Д”. На базе данных, собранных Натальей Яковлевной, создан интернет-портал Аниматор.ру (animator.ru). Она один из авторов “Энциклопедии отечественной мультипликации”. Как киновед и как социолог занимается исследованием кинопроизводства, кинопроката. Кстати, тема ее диссертации – “Коммуникативные возможности современной мультипликации”. А уж статей в разных изданиях не перечесть.

Искусство анимация движется по преимуществу внутренними мотивами – огромным потенциалом возможностей выразить себя и осуществить собственный замысел сотворения мира, которым располагает этот, по самой своей природе авторский вид кинематографа. Данный хрупкий “вид” Наталья Венжер изучала, оберегала, пестовала.

 

Дорогая Наталья Яковлевна, с днем рождения! С юбилеем! Простите, что поздравление пришло с опозданием. Помню многое из нашей с вами общей жизни. Помню ваш дом, в котором мы собирались и по рабочим моментам, и просто так, в котором происходило так много захватывающих встреч. Будьте здоровы. Берегите себя.

Елена УВАРОВА

«Экран и сцена»

№ 11 за 2017 год.