Путь меченосца

Чарли Ханнэм в фильме “Меч короля Артура”“Меч короля Артура”.

Режиссер Гай Ричи

“Меч короля Артура” – вольный пересказ легенд о славном бритте, Круглом столе и мече Экскалибуре. Вольный и в том смысле, что режиссер Гай Ричи от канонических текстов отошел далеко, а своих идей добавил преизрядно, и в раскованности общей атмосферы фильма.

Ричи по-прежнему хулиганит, как и в случае с “Шерлоком Холмсом”, и хотя драйва в “Мече короля Артура” меньше, но на прилив энергии после просмотра рассчитывать можно.

Драйва меньше потому, что его не так много и в главном герое. В будущем короле Артуре (Чарли Ханнэм) нет веселого безумия, мало упоения в бою, почти отсутствует саморефлексия и прочие интеллигентские штучки, которыми отличался Шерлок Холмс, а также Гарри Поттер и Фродо Бэггинс – о них вспоминаешь едва ли не с первых кадров и не перестаешь забывать до самого конца.

Тему божественного ребенка-сироты, таинственного артефакта и битвы со злодеем кто только ни использовал и будет использовать и дальше, однако Гай Ричи будто специально форсирует сходство со знаменитыми фэнтези. Может быть, он и правда делает это специально. А еще в “Мече короля Артура” присутствуют также неявные краткие ссылки на фильм Хичкока “Птицы”, сериал “Молодой папа” и несколько других картин и сериалов – в их отгадывании можно найти, если захочется, отдельное удовольствие.

Интеллигентских штучек в Артуре нет, зато есть надежность, хитрость, смекалка, уверенность в себе и склонность к простому народному юмору. Маленький мальчик, одиноко сидевший в лодочке, которую прибило к берегу, был подобран проститутками Лондиниума, вырос в борделе, немало времени проводил на улице, обнаружил множество честных и не очень способов отъема денег у населения и скопил их порядочное количество.

Ричи показывает историю взросления и формирования внутренней сущности короля будто на быстрой перемотке – момент запоминающийся, но не совсем понятный. Еще менее понятным этот прием станет, когда повторится во второй раз – там Артур, который уже в курсе своей избранности, по приказу магов будет идти по Темным землям, побеждая крупных змей, выдр и крыс.

Загадка “перемотки”, если уж пытаться ее разгадывать, может вывести вот к чему. И взросление на улице, и проход по Темным землям – инициации, выковывание новых стратегий, изучение нового мира и попытка в нем выжить. Ричи же больше интересуют другие вещи – хотя он позволяет Артуру немного пострадать, когда тот пытается отказаться от Экскалибура (и царствования вместе с ним), общая тенденция такова: каждая кухарка может управлять государством.

В данном случае Артур не кухарка, но совершеннейший человек из народа, веселый и ушлый гопник. И, в отличие от того же Фродо, по пути от злачных мест Лондиниума до королевского трона с Артуром происходит не так уж много событий, а те, что происходят, не оставляют таких уж сильных следов в его душе. Несмотря на магов, с определенного момента находящихся рядом с Артуром, чтобы сопровождать его, иногда защищать и постепенно делать из него настоящего короля.

Определенный момент – первая встреча Артура с Экскалибуром. Меч, глубоко засевший в камне, безуспешно пытаются вытащить все молодые мужчины королевства по приказу диктатора Вортигерна (Джуд Лоу). Те, кто меч не вытащил, клеймятся и с этого момента считаются безопасными для правителя. Но, конечно же, не Артур, чья судьба – разобраться с Вортигерном, который приходится ему дядей, и стать во главе королевства.

Вортигерн (Джуд Лоу играет его, откровенно наслаждаясь образом обуреваемого страстями фэнтезийного злодея) в фильме несколько раз оказывается перед выбором – любовь или власть. Когда-то он учился вместе с самым злым и безумным волшебником королевства, Мордредом, и, видимо, кое-что у него перенял: в подвале дворца, где в начале фильма живут два брата с семьями – принц Вортигерн и король Утер (Эрик Бана), – обитает чудище, одновременно страшное, смешное и противное. Что-то вроде осьминога, из тела которого растут три женщины. Осьминог исполняет желания, однако заплатить за это необходимо кровью и смертью любимого человека. Вортигерн каждый раз рыдает, но платит.

Этих двух людей Ричи столкнет в конце фильма в яростной схватке. Кто победит, догадаться нетрудно, но интересно то, что произойдет не только битва добра со злом, но и сражение двух эстетических систем. Вортигерн – мрачно-порочная изысканность, черная башня, на которой горит костер, изо всех сил напоминая Око Саурона; это огромные боевые слоны, нападающие на королевство, и слоны опять же напоминают своих собратьев из фильмов Питера Джексона, только у Ричи они раз в пять больше; это хитрые и некрасивые лица диктаторских приспешников. Все нехорошее утрированно, как если бы эта часть фильма была сказкой для юного пионера, чтобы тот после просмотра поклялся всегда вести себя хорошо.

Линия Артура, наоборот, простецкая и реальная, приближенная к современности. Среди его друзей и помогающих ему добрых волшебников есть темнокожие и азиаты, ведут себя все обычно, и, хотя магические умения проявляют – управляют, например, птицами, собаками и конями – истинной силы своей не показывают, и на роль мудрого наставника никто из них не претендует. Скорее всего, потому, что Артур не стал бы слушать никаких наставников, отделываясь своими дурацкими шуточками, и до короля ему придется расти и расти самому. В том числе и с помощью меча, который по принципу Кольца всевластья влияет на своего хозяина и в картине является настоящим “делателем королей”. И Артур, в начале и середине фильма больше напоминавший слугу Фродо, Сэма, к концу становится похож на смесь Фродо с Арагорном.

Увидим ли мы результат во всей красе, пока неясно. История короля Артура может стать франшизой, и ее части будут снимать разные режиссеры, для которых Гай Ричи в своем фильме наметил и не развил большое количество разных линий и тем. Одна из этих тем – любовь; никакого намека на то, что у Артура и его друзей были какие-то чувства по отношению к дамам, в картине нет. Жены Утера и Вортигерна довольно быстро сходят со сцены – первую пронзает копье на глазах у малолетнего Артура, вторую в обмен на корону забирает кровожадный осьминог. Молодые проститутки маячат на заднем плане, изредка произнося какую-то фразу, и считаться за серьезных героев не могут.

Есть красивая женщина Мэгги (Аннабелль Уоллис), засланный казачок в стане врага, которая прислуживает во дворце и доносит волшебникам информацию о планах тирана. Но никакой любви, кроме любви к Родине, Мэгги, похоже, не испытывает.

Еще существует мрачная юная волшебница (Астрид Берже-Фрисби) – с ней Артур пошучивает, но ответных шуток не получает. В фильме есть забавный кадр, где волшебница снята со спины, ее плечо охватывает рука, и сперва возникает ощущение, что девушка с кем-то целуется, но через мгновение оказывается, что это ее собственная рука, которой она пытается дотянуться до раны на лопатке и намазать ее целительной мазью.

Артур, видя мучения волшебницы, помогает ей, а вот целоваться с ней он бы не стал – хотя бы потому, что Чарли Ханнэм не снимается в интимных сценах из-за того, что боится заразиться через поцелуй, и даже отказался по этой причине от роли в “Пятидесяти оттенках серого”.

Поэтому никакого намека на появление Гвиневры – супруги короля Артура и возлюбленной рыцаря Ланселота – в фильме Гая Ричи нет. И круглый стол король не получает с приданым жены, а делает сам, и посвящает своих спутников в рыцари, после чего они, как и сам Артур, теряют часть своего обаяния: развеселый фильмец окончательно сдается высокой светлой легенде.

Судя по боевому саундтреку и отличной работе художника по костюмам, придумавшего одежду, подходящую и для начала шестого века, и для начала двадцать первого, Гаю Ричи хотелось веселья, бодрости и победить пафос старых легенд. Первое и второе получилось, а третье – нет; не то сами легенды оказались сильнее, не то уважение к ним.

Жанна СЕРГЕЕВА

Чарли Ханнэм в фильме “Меч короля Артура”

«Экран и сцена»
№ 10 за 2017 год.
Print Friendly, PDF & Email