Киевский подарок

• Афиша фестиваля “Молодость"ЛАУРЕАТЫ 43-ГО КИЕВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ “МОЛОДОСТЬ”

Гран-при – студенческому короткометражному фильму “ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МАССА”, режиссер Габриэль Гоше (Великобритания).
Приз за лучший фильм международного полнометражного конкурса – “ИЛО-ИЛО”, режиссер Энтони Чен (Сингапур).
Специальные награды в этой категории: фильмам “ХОЗЯЕВА”, режиссеры Агустин Тоскано и Эзекиль Радуски (Аргентина) – “За художественное воплощение отношений между слугами и хозяевами и продолжение традиций Бунюэля и Лоузи”, “ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО”, режиссер Катрин Геббе (Германия) – “За лучший актерский ансамбль” .
Приз за лучший фильм международного короткометражного конкурса – “МАСЛЯНАЯ ЛАМПА”, режиссер Гу Вэй (Франция).
Специальные награды в этой категории: фильмам “НОА”, режиссеры Уолтер Вудмен и Патрик Седерберг (Канада) – “За художественный минимализм в раскрытии драмы виртуального общения”; “СВИСТОК”, режиссер Гжегож Заречный (Польша) – “За тонкое и поэтическое изображение повседневной жизни”.
Приз за лучший фильм студенческого международного конкурса – “МАТЬ”, режиссер Лукаш Остальский (Польша).
Специальная награда жюри в этой категории “За лучшую актерскую игру” – Винсенту Крюгеру (“Солнышко” Барбары Отт, Германия).
Приз за лучший фильм национального конкурса – “ВОЗВРАЩЕНИЕ” Александра Рати.
Специальные награды национального конкурса: фильмам “ДОРОГА” Максима Ксьонды – “За мастерство вызвать эмоцию”; “ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. БОГЕМА” Анны Федоряченко – “За гуманитарную иронию”; “ПОМИН” Ирины Целик – “За сохранение традиций украинского кинематографа”.
Дипломы экуменического жюри – короткометражке “ПОМИН” Ирины Целик (Украина) и полнометражному фильму “ВЕС СЛОНОВ” Дэниела Джозефа Боргмана (Новая Зеландия/ Дания/ Швеция).
Специальные награды – полнометражным фильмам “ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА” Диего Кемада-Диеса (Мексика/ Испания) и “Я, СНОВА Я И МАМА” Гийома Гальена (Франция/ Бельгия).
Приз “Дон Кихот” жюри киноклубов – фильму “САРА ПРЕДПОЧИТАЕТ БЕЖАТЬ” Хлои Робишо (Канада).
Специальные награды жюри – фильмам “Я, СНОВА Я И МАМА” Гийома Гальена (Франция/ Бельгия) и “ОСВЕНЦИМ В МОЕЙ ГОЛОВЕ” Ассафа Махнеса, Израиль.
Приз жюри ФИПРЕССИ – фильму “ИЛО-ИЛО” Энтони Чена (Сингапур).

Победитель программы “Солнечный зайчик” – фильм “ВО ИМЯ…” Малгожаты Шумовской (Польша).

Специальные дипломы: фильмам “БУДЕШЬ ЛИ ТЫ ЛЮБИТЬ МЕНЯ ЗАВТРА?” Арвина Чена (Тайвань); “КТО БОИТСЯ ВАГИНЫ ВУЛФ?” Анны-Маргариты Альбело (США).

Победитель программы “Молодость – детям” – фильм “РАКЕТА” Кима Мордаунта (Австралия/Лаос/ Таиланд).

Специальные дипломы: фильмам”КЛАРА И ТАЙНА МЕДВЕДЕЙ” Тобиаса Инайхена (Швейцария) – “За лучшую историю”; “ИВАН СИЛА” Виктора Андриенко (Украина) – “За лучшее режиссерское решение”.

Приз зрительских симпатий – фильму “Я, СНОВА Я И МАМА” Гийома Гальена (Франция/ Бельгия).
 
Подарок “Молодости” оказался и для профессионалов, и для зрителей действительно неожиданным и, не побоюсь этого слова, – дорогим!
Представьте, впервые в рамках международного кинофестиваля известный режиссер из Австрии, номинант Каннского и лауреат Венецианского фестивалей Ульрих Зайдль показал все свои картины. Программа так и называлась – “Тотальная ретроспектива”. Одиннадцать документальных и пять игровых картин. Залы кинотеатра “Киев” были переполнены. Смотрели знатоки и, в основном, молодежь, причем не только из художественных вузов. Подарок стремились получить гости из других стран, из других городов Украины, посетившие фестиваль. По меткому определению российского кинокритика Зары Абдуллаевой (автора книги “Зайдль. Метод”, готовящейся к изданию): “Фильмы Зайдля хранят новую художественность”. Именно этим ошеломляет взгляд режиссера, которого отчислили в 1982 году из Венской киноакадемии.
А еще – выставка. Сорок две оригинальные фотоработы, точно охарактеризованные в пресс-релизе фестиваля: “Кристаллизация того радикально-реалистического дискурса, которым режиссер работает всю жизнь. И который так отчетливо артикулирован в нашумевшей кинотрилогии “Рай”. Тут можно добавить, – неповторимый кинематографический язык Зайдля взрывает шаблоны и выражает жизнь людей изображением редкой притягательной силы. Буквально хирургически “пересаживая” зрителя в экранную среду его персонажей, он, безусловно, дает понять, что мы живем в обществе диктатуры красоты, а есть страны, где это “не работает” (“Рай: Любовь”).
Нежелание почувствовать новое в творчестве режиссера началось драматически. Документальный фильм “Бал” (1982) о выпускном вечере в местной школе Зайдль, будучи студентом, снимал в родном городе Горн, в Нижней Австрии. Как рассказал режиссер на пресс-конференции, это был второй фильм для экзамена в киношколе. Вернувшись в Горн, автор, на примере социального ритуала, хотел показать жизнь небольшого города, где сам вырос в буржуазной семье, в 1960-70-е годы. Такой консервативный городок, где все жители принадлежали одной политической партии, одному, католическому, вероисповеданию. Что интересно: фильм показали в Вене, и он вызвал смех у зрителей. Смеялись над провинциалами. О чем сообщили мэру Горна. Отцы города решили, что картину надо закрыть для зрителей и позаботились о том, чтобы фильм не вышел на экраны. Даже давили на родителей режиссера. Тогда Зайдль арендовал кинозал в Горне и провел приватный сеанс. Горнцы пришли на показ и реагировали совершенно по-другому. Они увидели свою родную среду. Скандала не произошло, а его ждали. В Венской киноакадемии считали, что “Бал” вредит ее имиджу. Материал принадлежал академии, и режиссеру пришлось сканировать картину, а затем он покинул академические стены навсегда. Когда же появилась возможность, получил права на показ этой ленты.
Широкое признание к австрийскому режиссеру пришло, когда ему было почти 50 лет. Полнометражный игровой дебют Зайдля “Собачья жара” получил специальный приз жюри в Венеции в 2001 году. После международного успеха Зайдль основал собственную кинокомпанию. И уже в 2007-м спродюсировал свой второй игровой фильм “Импорт/Экспорт”, который участвовал в конкурсе Канн. Первая часть “райской” трилогии “Рай: Любовь” 2012 года тоже побывала в Канне. Вторая часть, “Рай: Вера”, получила специальный приз жюри в Венеции. “Рай: Надежда” вошел в конкурсную программу Берлинале 2013 года. И эти фильмы стали для нас настоящим открытием. Там не было персонажей не симпатичных зрителю. Ведь не случайно, когда режиссер показывал свои ранние, откровенные неигровые ленты людям, которых снимал, никто из них не отказывался от своих слов. Значит, наряду со страстной творческой индивидуальностью Зайдль, безусловно, одарен и человечески. И его мощные игровые картины словно проросли из документальных работ, которые многие на этом фестивале увидели впервые.
На вопросы нашего издания, как режиссеру удается в своих фильмах, в частности, в ленте “Потери неизбежны” (1992), достичь такого доверительного участия героев, их органичной жизни на экране, их долгого, практически театрального, молчаливо застывшего обращения в камеру? Достичь этого трудно. Паузы, порождающие участие и сострадание к героям, сжимающие порой дыхание зрителя. Такой прием, кстати, использовался и российскими документалистами, и зарубежными. Так что влияние Ульриха Зайдля заметно.
Вот как ответил режиссер: “Героиня истории, Паула, живет в чешской деревне. Благодаря ей, я узнал, как встречаются люди в этой пограничной зоне. За кордоном – австрийская деревня, где живет второй герой, Зепп Пор, вдовец, предложившей моей героине руку и сердце. Я поехал с Паулой в машине анонимно, представился чехом. И оставался неузнанным. Ехали мы достаточно долго. Тут вы можете приобрести диплом техникума и купить диплом колледжа , покупайте дипломы колледжей тут! В разговоре узнал, что у вдовцов-австрийцев чешские женщины-вдовы пользуются спросом чаще – они дешевле в хозяйстве. Мы работали несколько месяцев, я ничего в их жизни и поведении не приукрашивал, мои сильные героини были честны со мной. С Паулой и ее сестрой отношения у меня были крайне доверительные, двери их домов всегда держались открытыми. Я снял все, что они мне рассказывали. Камера стояла свободно, и жители села не верили, что я снимаю кино”.
Если учесть смысл названия картины “Потери неизбежны”, то и выбранная зимняя изобразительная тональность, более близкая к нашей осени, верна. Две трети жизни мужчин и женщин прожиты. Сильные героини, именно женщины-чешки, активно обустроив жизнь со своим укладом, а теперь, оставшись с потерями наедине, стремятся восстановить гармонию прошлого. Поэтому, решившись на брак с соседом-австрийцем, Паула обстоятельна во всем. А какова социальная точность! Поход чешки (она говорит на немецком) в австрийский супермаркет был единственным постановочным моментом (как сказал режиссер) и подчеркнул бытовую новизну и перемены. Но… От зимы никуда не уйти. Звучит старая пластинка, ее слушает, покуривая, сестра Паулы. Свойственный режиссеру мягкий юмор, вполне отчетлив: герой-жених на пограничной полосе ждет с полевым биноклем свою подругу – тоже высматривает новую жизнь. Фильм длится почти два часа, полных разными картинами деревенской жизни, которую люди проживают в привычном труде. Молодежи почти нет. Лишь девочка…
“Когда-то, увлеченный живописью, я занимался концептуализмом, – говорит Ульрих Зайдль, – а теперь мне интересен Гойя”. В фильме “Картины с выставки” (1996) съемка была подготовлена. Картины выбирал сам режиссер. Это современные художники, достаточно известные. За камерой стояло зеркало, а посетители говорили, глядя на картину. Эффект понятен – отражение мыслей, чувств, страхов.
На пресс-конференции Зайдля генеральный директор “Молодости” Андрей Халпахчи, не первое десятилетие возглавляющий ее команду, обратился к режиссеру: “Мы ждем вас на фестивале с новым фильмом!”. Безусловно, так и будет! Режиссер оценил отношение к его творчеству. А на вопрос, какой же город он назовет любимым, ответил: “У меня нет города с большой буквы, и фильма тоже”. Да, и любовь в творчестве Зайдля ко всему и ко всем одинакова. Вернее, поток любви.
Отсвет авторских фильмов Ульриха Зайдля был заметен и в трех конкурсных программах 43-й “Молодости”: “Полнометражные фильмы” – дебюты, “Короткометражные фильмы”, “Студенческие фильмы”. Все три программы судило международное жюри под председательством Марион Гензель, режиссера и продюсера из Бельгии. Обладатель Гран-при “Молодости” прошлого года, режиссер Бабис Макридис представлял в жюри Грецию; актриса Динара Друкарова – Францию; наш коллега, кинокритик, обозреватель газеты “Новые известия”, экс-президент Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен – Россию. Украина доверила голос Виктории Дигипко – президенту Одесского международного кинофестиваля.
Итак, впервые за много лет, Гран-при “Молодости” удостоился студенческий короткометражный фильм “Человеческая масса” режиссера Габриэля Гоше из Великобритании. До победы на “Молодости” он стал обладателем “Золотого леопарда” МКФ в Локарно и призером МКФ в Сан-Себастьяне. Мир киноэкрана отражает сегодня социальные потрясения, поэтому так заинтересовала профессионалов и зрителей история 55-летнего безработного Ричарда. Для него трехминутное опоздание на собеседование в центр трудоустройства имело катастрофические последствия. Эпиграф к фильму – цитата из Генри Дэвида Торо: “Человеческая масса проводит свою жизнь в тихом отчаянии”. На создание ленты режиссера вдохновили протесты в Лондоне 2011 года, ставшие проявлением коллективного гнева против апатии и разочарования в стране. Картина освещает парадоксы человеческой природы, которая в кризисной ситуации взрывается проявлениями страха, коварства и гнева. Габриэль Гоше родился в 1978 году во Франции. Изучал африканистику в Германии и Сенегале. С 2004 по 2010 годы учился кинорежиссуре в Академии медиаискусств в Кельне. В 2008-м стажировался на Кубе. В 2010-м стал участником школы молодых киноталантов на Берлинском кинофестивале. В том же году, вместе с Анджеем Крулем, снял короткометражные фильмы, которые получили награды в Клермон-Ферране. И в нынешнем году представил свои работы “Человеческая масса” и “Z1” на многих международных кинофорумах.
Судя по географии творческого пути режиссера Габриэля Гоше, убеждаешься еще и в том, что новому поколению кинематографистов очень близка тема, объединяющая людей разных стран и континентов. Это и преодоление отчаяния, и поиск жизненной опоры, и психологическая мобилизация против разрушения внутреннего мира человека. Однако собственные душевные ресурсы героев многих фильмов “Молодости” тают на фоне социальных проблем. Обстоятельства разобщают людей. Драматически обрываются связи и привязанности. Картина “Ило-Ило” Энтони Чена (Сингапур) об этом. Режиссер с осторожностью приоткрыл двери в мир типичной семьи среднего класса. Яркая работа уже была отмечена призом МКФ в Лондоне, а в Канне в этом году ему вручили “Золотую камеру” за лучший дебют.
Отношения родителей и их неуправляемого, достаточно жестокого сына меняются в положительную сторону, когда в доме появляется няня Тереза из филиппинской провинции Ило-Ило. Нравственный кризис сходит на нет. Приглашение помощниц из разных регионов – общее явление. Родители мальчика, ко всему прочему, переживают непростой период в офисах компаний, где они служат. Мать на последних месяцах беременности, но трудится до изнеможения. У нее даже нет сил, чтобы обнять собственного сына… Однако отца увольняют – и Тереза тоже лишается работы. Семья полюбила эту чуткую женщину. А мальчик так привязывается к няне, что вынужденный отъезд Терезы на родину становится для него мучительной, настоящей взрослой потерей. В машине, когда няню везут в аэропорт, ребенок тайком срезает “на память” кончики ее волос. Его сдавленные рыдания переворачивают душу. Он потерял лучшего друга.
Жюри программы “Национальный конкурс”, куда входили короткометражные фильмы, возглавлял Председатель Союза кинематографистов Украины, кинокритик и киновед Сергей Тримбач. Члены его команды – российский продюсер, генеральный директор кинокомпании “Новые люди” Наталья Мокрицкая; продюсер Максим Оноприенко; актриса Виктория Малекторович. Победил фильм Александра Рати “Возвращение”. А если вы прочтете, за что жюри присудило молодым кинематографистам Украины специальные награды, то поймете – фильмы вызывали эмоции.
Альтернативные конкурсные программы – “Молодость – детям” и “Солнечный зайчик”. Впервые в истории фестиваля из детского кино сформировали полноценную конкурсную программу. Было и отдельное детское жюри.
Вне конкурса показали фильмы скандинавского региона, франкоязычные и фильмы из Германии; “Фестиваль фестивалей” собрал победителей и призеров МКФ в Канне, Берлине, Роттердаме, Сан-Себастьяне, Венеции, Локарно. Среди специальных событий – украинская премьера “Больныесукалюди” Юрия Речинского. Представить еще одно специальное событие, фильм “Боргман” Алекса ван Вармердама, побывавший в конкурсе Канн, приехал актер Ян Бейвут. Канадский режиссер Дени Коте представил фильм-лауреат Берлинале “Пол и Фло встретили медведя”. А в российскую программу вошли картины “Она” Ларисы Садиловой, “Роман с кокаином” Геннадия Сидорова, “Прощание” Дмитрия Константинова, “Иуда” Андрея Богатырева, “Разносчик” Андрея Стемпковского, “За Маркса…” Светланы Басковой, “Стыд” Юсупа Разыкова, “Все ушли” Георгия Параджанова.

Татьяна МУШТАКОВА
«Экран и сцена» № 21 за 2013 год.