Человека должно быть много

Кадр из фильма “Сплит”“Сплит”. Режиссер М. Найт Шьямалан

Роль Кевина, которого много, потому что у него – диссоциативное расстройство личности, М. Найт Шьямалан намеревался отдать Хоакину Фениксу. Но не получилось, и Кевина сыграл Джеймс МакЭвой. У него и опыт был (уже играл человека с таким расстройством в картине “Грязь”) и огромный интерес к работе – когда сломал на съемках руку, то никому об этом не сказал и еще два дня стоически терпел боль. А как иначе, если роль такая многогранная; точнее, сразу несколько разных ролей, заключенных в одном персонаже.

Например, Деннис, сдержанный, напоминающий офицера СС, он похищает на парковке у молла машину с тремя юными девушками, привозит их в мрачное здание и называет “священным ужином”. Сперва одноклассницы думают, что мужчина будет посягать на их честь, и одна из них решает обмочиться, чтобы ему стало противно. Но Деннис, хотя и требует у девушек снимать какие-то предметы туалета, то лишь потому, что они испачкались. И даже просит извинения за то, что причинил им неудобства: нехорошо себя вел, но больше не станет.

Когда Деннис появляется в комнате девушек, передвигаясь на корточках, строит дурные гримасы и сообщает, что он Хедвиг и у него есть красные носки и синие носки, самая мрачная и умная из них, Кейси (Аня Тейлор-Джой), догадывается спросить: “Сколько тебе лет?”. Получает ответ: “Девять” и понимает, что их похититель – существо не самое простое.

Девушки, попавшие в плен вместе с Кейси (Хейли Лу Ричардсон и Джессика Сула) в лучших традициях юных американок строят планы побега – напасть на мужчину втроем и убежать или применить приемы карате. Но Кейси все их порывы охлаждает, уверяя, что ничего не получится. В принципе три старшеклассницы могли бы справиться с одним мужчиной, если бы договорились и не боялись; однако оптимизм девушек наталкивается на полное неверие Кейси.

Она – дочь охотника, и он учил ее в детстве разным премудростям: животное надо обмануть, самки умнее самцов, а когда целишься, надо, чтобы были открыты оба глаза.

Кудрявая девочка выросла бы и стала охотницей, но в воспоминаниях о детстве есть два эпизода, не связанных с добычей мяса. Это игра с дядей в лесу, во время которой надо было непременно снять одежду, и похороны отца, после которых дядя стал ее опекуном. У Кейси шрамы на животе, она себя режет; она специально плохо ведет себя в школе, чтобы оставили после уроков и была возможность побыть одной.

Клэр и Марша пытаются справиться с похитителем, но делают это по очереди, без чьей-либо помощи, он легко справляется с ними, и все девушки оказываются запертыми в отдельных помещениях. К Хедвигу и Деннису добавляется Патрисия – она носит каблуки, любит приводить в разговоре научные факты и ненавидит, когда сэндвич разрезан неровно.

Есть и четвертый персонаж, импульсивный дизайнер Барри, но с девушками он не общается – он ходит к психиатру мисс Флетчер (Бетти Бакли), посвятившей жизнь пациентам с диссоциативным расстройством личности. Она не столько их лечит, сколько восхищается, считая, что именно такая форма существования раскрывает весь потенциал человеческого мозга. Но для того, чтобы появилось диссоциативное расстройство, надо пережить глубокую травму.

Мисс Флетчер, выступая на конференции, будто бы оправдывает жестокость, которую пришлось вынести ее пациентам, считает ее инициацией, и попутно сообщает участникам конференции интересные медицинские факты. Среди личностей, принадлежащих одному человеку, одна может иметь аллергию на пчел, а остальные – нет; одна может быть слепой, а остальные – видеть; а бывает и так, что личности не переключаются, как программы, а существуют в голове одновременно. Например, ее пациентка левой и правой рукой писала разные тексты разным почерком.

Данные факты могут заставить обладателя пытливого ума заинтересоваться диссоциативным расстройством, что-нибудь почитать про него, понять, что в реальности все немного не так или совсем не так, как в фильме М. Найта Шьямалана, и приобщиться к истории Билли Миллигана, самого знаменитого человека с диссоциативным расстройством, о котором снимают, но все никак не закончат фильм с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

У героя МакЭвоя тоже 24 личности, как и у Миллигана, хотя большинство из них на экране так и не появится. Можно подумать, что Шьямалан бросает издевательский вызов авторам не готового пока фильма. Издевательский – поскольку в “Сплите”, помимо страшных кадров вроде ножа, вставленного в девичий пупок, и сверх-идеи “жить достойны только те, кто пережил сильную боль”, вложенной в уста и врача, и убийцы, есть изрядная доля иронии по отношению к тому, что происходит.

Фильм начинается как обычный триллер, постепенно становится фантастическим, а потом выруливает в психологическую драму – и все эти жанры не проявляются до конца, будто бы идет какая-то игра в игру.

Аня Тейлор-Джой хорошо играет плохо скрытый надрыв, Бетти Баклер – наивность пополам с интеллектом, но, конечно же, “Сплит” был призван стать бенефисом Джеймса МакЭвоя. Несколько моментов – танец Хедвига под Бей-онсе, Деннис, который пытается притвориться Барри, – очень хороши. Патрисия же и видео с монологами других личностей – не очень. Со стороны может показаться, что множественная личность – это интересно, и человек с такой особенностью почти что супергерой. А на деле – если почитать “Множественные миры Билли Миллигана” и “Сивиллу” о женщине с таким же расстройством – достаточно невеселое существование.

И если бы “Сплит” продолжал походить на правду, он был бы чрезвычайно скучным фильмом – оттого МакЭвою и не довелось сыграть остальных героев, что это было бы совсем не увлекательно.

Для увлекательности режиссер использует прием заппинга – так называют быстрое переключение с одного телеканала на другой. Так же переключаются с одного на другой персонажи МакЭвоя, который становится то Деннисом, то Хедвигом, то Патрисией, то Барри, и это интересно как актерский этюд. Но в силу того, что отщепленные личности в фильме не являются полноценными людьми, их характеры очерчены довольно грубо, то и играть в полную силу Джеймс МакЭвой не может. Да, ролей много, но никто не назвал бы их глубокими.

Двадцать четвертая личность – Зверь, для его “священного ужина” и припасены похищенные девушки – сперва кажется психиатру лишь плодом воображения, особенно когда Деннис уверяет ее, что у Зверя высокий рост, сплошные мускулы и пальцы в два раза длиннее человеческих. Но Зверь и правда появляется, бегает по стенам, ест девушек и произносит в своем монологе те же слова, которыми доктор Флетчер убеждала своих оппонентов: только травма, только боль могут сделать людей достойными жизни, а те, кто жил в холе и неге, годятся разве что на ужин.

Шьямалан проводит параллели между пациентом и доктором, между спасателем и губителем – точно так же, как между губителем и жертвой. Если Флетчер и Зверя роднит идеология, то Кейси и Зверя – боль. И боль важнее, потому что она позволяет Зверю отпустить Кейси; общие же мысли не спасут верившую во все лучшее в людях Карен Флетчер.

Идея о том, что чувства важнее мыслей, для Шьямалана совсем не нова, и, наверное, она же позволяет ему не убить ни Зверя, ни остальных, живущих в голове Кевина. Об опасном маньяке будет говорить телевизор в филадельфийской забегаловке, посетители заохают, кто-то попытается вспомнить, как звали другого сумасшедшего, десятилетней давности, и в кадре великолепный Брюс Уиллис произнесет: “Мистер Стекло!” – даже минуты он не пробудет на экране, но почти что переиграет МакЭвоя.

Жанна СЕРГЕЕВА

Кадр из фильма “Сплит”

«Экран и сцена»
№ 6 за 2017 год.