Прощание

Из Таллина пришла печальная весть – не стало Лембита Ульфсака.

Дело было в 1994-м. В Юрмале проходил Международный фестиваль актеров кино “Балтийская жемчужина”. Уже возникли новые границы, но для вечных сил взаимного притяжения они оказались весьма прозрачны. На фестивале собрались те, кто еще вчера испытывали поклонение миллионов, поскольку были частью большого кино некогда единой страны. Приехал тогда в Юрмалу и Лембит Ульфсак – в конкурсе показывали эстонский боевик “Огненная вода” с его участием. Разговорились. Произнес неожиданно: “А у вас меня еще помнят?” – “Мы помним”. – “Про вас понятно. Зрители помнят?” – “Помнят, помнят…”

Он много работал до и после известных событий, но не оказалось тогда для него роли не то чтобы равной, хотя бы чуть близкой к Тилю Уленшпигелю в фильме Алова и Наумова “Легенда о Тиле”. Для этой роли он словно был рожден. Для роли, о которой можно мечтать всю жизнь. До сих пор в памяти его романтический герой – странник и бунтарь, хитроумный пройдоха, бесшабашный парень, бредущий по земле в поисках справедливости, счастья, свободы. Появившийся на экране в середине 70-х, в совсем не романтическое и не свободное время.

Он был харизматичным чудаком Робертсоном в мюзикле Леонида Квинихидзе “Мэри Поппинс, до свиданья”, неподражаемым Паганелем в сериале Говорухина “В поисках капитана Гранта”, сказочником Андерсеном в “Академии пана Кляксы” Кшиштофа Градовского, ищущим смысл жизни героем в фильме “Какие наши годы” Эльера Ишмухамедова. Ролей в кино – за сотню. Как режиссер снял “Радости среднего возраста”, “Овечку в правом углу”. У него был театр – Таллинский молодежный, Таллинский театр драмы имени В.Кингисеппа.

И вот в судьбе актера случилась еще одна очень важная роль – в “Мандаринах” Зазы Урушадзе.

1992 год. Село в Абхазии, где издавна живут эстонцы. Правда, осталось их только трое. Но и сюда, в это тихое село, утопающее в мандариновых садах, дошла война. Грузино-абхазская. В доме старика Иво волей обстоятельств оказываются и грузин, и абхазец. Враги. Пришли, чтобы убивать. Но для старика-эстонца они просто два человека, нуждающиеся в его помощи. И он, рискуя, помогает…

Старик Иво – одна из последних ролей Лембита Ульфсака, ставшая не менее знаковой, чем его Уленшпигель. Роль-событие. Роль-послание.

 

Елена ДМИТРИЕВА

«Экран и сцена»
№ 6 за 2017 год.