Постсоцреалист

• Фаустас ЛАТЕНАС
В  Концертном зале Центра Павла Слободкина на Арбате прошел авторский вечер литовского композитора Фаустаса Латенаса. Театральной Москве он известен, быть может, лучше, чем кому бы то ни было, – соавтор Римаса Туминаса и Эймунтаса Някрошюса, равноправный сотворец двух крупнейших режиссеров. Перед началом концерта вышедший на сцену Римас Туминас в свойственной ему манере сказал о Фаустасе Латенасе: “Он рвется в режиссуру. Я этого, конечно, не допущу. Но сегодня я готов подчиниться его звукам. А завтра – встретимся на репетиции”. Даже из этих обрывистых ироничных фраз ясно – Латенаса в театре очень ценят. Кстати, Вахтанговский театр пришел поддержать своего композитора в довольно большом и веском составе – в зале можно было увидеть не только директора Кирилла Крока, художника Адомаса Яцовскиса (впрочем, встречавшегося с Латенасом в работе задолго до их прихода в Театр имени Вахтангова), но и Людмилу Максакову, Василия Ланового.
Концерт состоял из двух отделений, звучали произведения для самых разных инструментов: скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, альта и фортепиано, флейты и фортепиано, струнные квартеты. Названия некоторых произведений интриговали: “Взгляд из окна 8-го этажа” или “Самба и слезы”. Но высшей точкой стало финальное исполнение струнного квартета “Светлой памяти”, именно из него взята незабываемо мощная тема, настойчиво звучащая в одном из вершинных спектаклей Римаса Туминаса “Дядя Ваня”.
Ведущий вечера – музыковед, писатель Викторас Герулайтис – в манере конферансье представлял не только произведения, которым предстояло быть сыгранными, но и исполнителей. По его словам, скорее всего, справедливым, “не каждый музыкант решится взяться за исполнение музыки Латенаса”. Решились литовцы – скрипачи Ингрида Рупайте-Петрикене, Кристийонас Венсловас, Костас Тумоса, альтист Томас Петрикис, виолончелист Повилас Яцунскас, флейтист Гедрюс Гелготас, пианисты Индре Байкштите и Даля Бальсите, а также российский скрипач Алексей Лундин.
Викторас Герулайтис настаивал на том, что музыка Латенаса всегда о выборе: быт или не-быт, быт или бытие? Предлагал выхватить из его мелодий банальности, интонации улицы (в театре же в щемяще-трагической музыке Латенаса, неусмиренной и просветленной, полной страдания и торжества, нам не раз удавалось расслышать много большее – голос космоса). Утверждал, что сочинения Латенаса всегда таят в себе вопросы. Цитировал самого композитора, называющего себя “постсоцреалистом”. Герулайтис же неоднократно ставил фамилию композитора-современника в один ряд с именами Густава Малера и Альфреда Шнитке.
В финале зал аплодировал стоя, а поднявшийся на сцену – впервые за вечер – Фаустас Латенас признался, что об этом дне у него тоже останется светлая память.

Мария ХАЛИЗЕВА
«Экран и сцена» № 2 за 2014 год.