Бумажный театр

16-1_23Афишные тумбы на улицах уступили место баннерам и потому сегодня остались в памяти старших поколений как ушедшие знаки городского пейзажа. Вспоминаешь чеховского Гурова из “Дамы с собачкой”, приехавшего в город С. искать Анну Сергеевну: “Еще утром на вокзале ему бросилась в глаза афиша с очень крупными буквами: шла в первый раз “Гейша” <…> “Очень возможно, что она бывает на первых представлениях”, – думал он”.

Афиша “Гейши” (“Истории одного чайного дома”), популярной оперетты С.Джонса в Шелапутинском театре (так, по имени одного из владельцев называлось в конце позапрошлого века здание, где нынче помещается РАМТ), встречала нас у входа на выставку “Ожившие плакаты” в Каретном сарае Бахрушинского музея. А рядом озорной арлекин в черной маске оповещал о гастролях в Москве петербургского “Дома интермедий” (среди названий одноактных пьес – “Шарф Коломбины” в постановке Вс.Мейерхольда).

Знаменитый плакат Валентина Серова с Анной Павловой-Сильфидой, афиша с Шаляпиным в роли Ивана Грозного к Дягилевским сезонам в Париже рифмовались с кадрами старой кинохроники: Шаляпин на съемочной площадке немого фильма “Псковитянка”, Павлова, танцующая “Умирающего лебедя”.

Колонны в центре экспозиции создавали иллюзию городского пространства. “Плакат – это искусство улицы. Он, как уличный актер, зазывает, останавливает взгляд, собирает толпу”. “Ожившие плакаты” не только возвращают образность театральной жизни ХХ столетия, но и становятся моделью истории и эволюции ее основных художественных стратегий”, – объясняют сокураторы выставки художник Любовь Стерликова и искусствовед Виталий Пацюков. На стенах Каретного сарая шедевры жанра, созданные Борисом Кустодиевым, братьями Стенбергами, Натаном Альтманом, Николаем Акимовым, соседствуют с афишами безвестных художников.

Каждый посетитель волен смотреть выставку в соответствии со своими представлениями об искусстве. Кто-то видит красочный и занимательный коллаж, профессионал же мысленно классифицирует плакаты по художественному направлению, эпохе, творческому почерку того или иного мастера. Драма и театр кукол, оперетта и концерт представлены в одном ряду, порой уравнивая в правах несопоставимые работы. Как, например, изысканный плакат Николая Акимова к пьесе “Деревья умирают стоя” А.Касоны и афишу концерта артистов театра “Ромэн” с кокетливой цыганкой, выглядывающей из-за цветастого платка с бахромой.

Название “Ожившие плакаты” – не метафора. Конечно, о многих событиях мы судим по рассказам очевидцев, по исследованиям театроведов. Но во второй половине ХХ века записи спектаклей становились все совершеннее. На экранах посетитель видит фрагменты “Гамлета” Ю.П.Любимова с В.С.Высоцким, “Месяца в деревне” А.В.Эфроса с О.М.Яковлевой, “Кармен-сюиты” А.Алонсо с М.М.Плисецкой. В экспозиции нашлось место для плаката Андрея Бондаренко и видеофрагмента из “Берега утопии” РАМТа. А.В.Бородин считает большой удачей сотворчество с художником. Афиша, как и программка, – неотъемлемая часть стиля театра. Они интригуют, готовят зрителя к восприятию будущего спектакля.

“Судьба театрального плаката непростая. Он не сохраняется во времени, напечатан, как правило, на плохой бумаге, быстро разрушается <…> Кажется, плакат противопоказан музею, он сиюминутный. Но за ним стоит история театрального искусства”, – говорил на вернисаже Борис Мессерер.

 

***

В филиале ГЦТМ имени А.А.Бахрушина – “Творческой мастерской театрального художника Д.Л.Боровского” также выставлены экспонаты из бумаги. Экс-позиция названа “Макетные человечки Давида Боровского”. До поры до времени маленькие фигурки хранились в коробках. “Давид Боровский вырезал их из бумаги для своих макетов, чтобы подчеркнуть пропорции, а они, эти человечки, точно актеры, оживляли и проясняли замысел, говорили за художника”, – сообщает аннотация к изданному музеем изящному набору открыток.

Выставочное пространство “Мастерской” невелико. Но художник Александр Боровский сумел так распорядиться помещением, что оно кажется идеальным домом для “человечков”. Все вместе они составляют особый, многонаселенный мир – царство удивительной фантазии Давида Боровского, чувствовавшей себя естественно в предлагаемых обстоятельствах любой пьесы.

“Многонаселенность” пространства ни в малейшей степени не является перенаселенностью. Есть все возможности разглядывать каждого человечка в отдельности, будь то персонаж Шекспира или Чехова, Островского или Эрдмана. Герои статичны, но у каждого не только свой характер, но и своя пластика. Легко представить себе, как тот или иной человечек начнет двигаться, жестикулировать. У одной из стен из оконных ниш будто обращаются к нам фигуры из картона, увеличенные Александром Боровским до человеческого роста. Это герои неосуществленной постановки “Москва-Петушки” Венички Ерофеева. За их спинами – белые транспаранты: “Тяжело мне, ангелы”, “Человек должен быть грустен и растерян”. Удивительное дело! Казалось бы, сделанные как черновой этап работы, фигурки не требовали от художника “выделки”. Однако выросшие персонажи неоспоримо свидетельствуют о том, как тщательно прорисовывал и выполнял Давид Львович каждого из своих героев.

Человечки, разместившиеся в специальных витринах на узких полках, соседствуют со столами, на которых в живописном беспорядке (а на самом деле, хорошо продуманном) лежат программки спектаклей, портреты (как хорош карандашный профиль Юрия Любимова!) и рисунки, записи самого художника, записочки, репертуарные книжки, кусочки ткани. Все это слегка присыпано табаком и создает атмосферу жизни и творчества Давида Боровского. Вот, к примеру, телеграмма из Киевского русского театра имени Леси Украинки: “вчера сыграли сотый насмешливого счастья состав как десять лет назад публика неистовствовала было весело грустно пили за тебя спасибо дева браво – мелиховцы” (телеграфный стиль легко обходился без точек, запятых и больших букв).

Выставку “Макетные человечки” открывали в день рождения Д.Л.Боровского, наполнив квартиру-мастерскую чудесными гостями.

«Посмотрите на них внимательно, – говорится в аннотации, – они такие разные – “красивые и отважные”». Герои Боровского в отличие от отважного бумажного солдатика Булата Окуджавы не погибли. Они обрели свою квартиру в Большом Афанасьевском переулке.

Выставка продлится до 10 января 2017 года. Прекрасный повод провести время новогодних праздников с пользой и ни с чем не сравнимым удовольствием.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 23 за 2016 год.