Все будет хорошо

Кадр из фильма “Хороший мальчик”“Хороший мальчик”.

Режиссер Оксана Карас

Коля Смирнов учится в девятом классе, живет с мамой, папой и старшим братом, любит гулять и играть с друзьями, и все такое прочее, что способен пробубнить по-английски пятнадцатилетний пацан перед веселящимся классом. Но это повод узнать кое-что о Коле (Семен Трескунов), увидеть очаровательную учительницу английского Алису Денисовну (Иева Андреевайте) и понять, что фильм-то, скорее всего, хороший.

Это и правда чувствуется с первых кадров, наполненных симпатией к героям. К милому Коле, к его одноклассникам, обычным подросткам, без надрыва и монструозности. Они заглядываются на директорскую дочку Ксюшу (Анастасия Богатырева), аппетитную красавицу, болтают о своем, опасаются старшеклассника и, судя по виду, третьегодника Багдасара (Никита Суворов), который регулярно находит себе жертву из младших и заставляет невезучего бить самого себя по лицу. Первой такой жертвой становится трогательный Ушастый – он и хотел бы, да никак не может противостоять мучителю. Роль у Аскара Нигаметзянова маленькая, но после сцен с его участием хочется сказать Оксане Карас отдельное спасибо за кастинг.

Ясно, что сейчас одноклассники Коли будут решать для себя вопросы отношений, предательства, справедливости и всего того, о чем обычно думают в пятнадцать лет, в какое бы время и где бы ни родились.

Может быть, как раз и поэтому со временем и пространством в фильме Оксаны Карас случаются интересные вещи. Не сразу удается догадаться, что действие происходит в Москве. Хоть и маячат где-то вдали, в тумане, небоскребы Москва-сити, все равно не уходит ощущение, что колина школа стоит где-то в приволжском городке. А на это работает и тот факт, что завуч школы (Татьяна Догилева) ведет в ней химию, биологию, ОБЖ и кружок танцев, то есть учителей не хватает. Приволжские городки от этой школы далеко, и бродит у реки Коля, конечно же, на Речном вокзале, что доказывается появлением в кадре трамвая номер 6, едущего к станции метро “Сокол”.

Когда-то ходил этот трамвай мимо магазина “Смена”, где можно было купить канцтовары и детскую одежду, и Колина красно-голубая курточка будто бы из “Смены”, из доперестроечных еще времен. Можно, конечно, объяснить это вкусами отца (Константин Хабенский), так и оставшегося в образе младшего научного сотрудника, ходящего в жестких советских коричневых сандалиях. Однако старший брат Коли (Андрей Карасевич), которому в фильме приходится в основном оттенять Смирнова-младшего, выглядит вполне современно.

В “Хорошем мальчике” сосуществуют несколько пространств (есть центр, есть новостройки, есть провинциальные, много лет не менявшиеся окраины) и три времени. Первое время – семидесятые; не случайно фильм Оксаны Карас уже сравнили с фильмами “Розыгрыш” и “Когда я стану великаном”, когда-то дававшими надежду, что научить доброте и честности можно и что кто-нибудь вырастет и излечит всем разбитые коленки и души.

Колю и его приятелей, даже дебила Багдасара, хочется называть сентиментальным словом “ребята” – так же, как героев Ефремова и Харатьяна в “Розыгрыше”. Даже легенда, которая ходит по школе, тоже как будто из тех времен: есть страшный Писун – он подходит к людям и писает на них. Легенда оказывается правдой. Когда Коле начинает страшно везти, и красавица Ксюша одаряет его своей благосклонностью, ревнивый Багдасар намеревается унизить Смирнова за школой. Но экзекуции мешает неожиданно появляющийся Писун, и Багдасар убегает; как потом шутит Коля, “с подмоченной репутацией”.

Второе время – девяностые; детективная линия “Хорошего мальчика” развивается в этой атмосфере. Своей благосклонностью Колю одаряет не только Ксюша, но и Алиса Денисовна (но случайно и после пары-тройки бокалов вина). И пока Коля пробует разобраться, что это было, он оказывается втянутым в запутанные взрослые отношения учительницы и директора школы Дронова (Михаил Ефремов), с которым неожиданно становится почти что другом.

Однако вокруг Дронова крутятся какие-то сомнительные личности, неожиданно сгорает школьная пристройка с новыми компьютерами (Ксюша считает, что школу поджег Коля, и очень этим довольна). Директор берет мальчика в подпольное казино, где тот выигрывает немалую сумму, а потом пакет с деньгами перекочевывает в руки сомнительных личностей посреди сверкающего огнями Кутузовского проспекта. Коля довольно быстро забывает о том, что он может выигрывать в казино, оставляя Дронову весь трепет, горе и восторг лудомана. Но и эта история доказывает, что Коля – везунчик: пока в воздухе крутится подброшенная монетка, он угадывает, орел выпадет или решка. Может быть, ученым станет, экспериментатором.

Современность в “Хорошем мальчике” представлена в основном гаджетами – в одной из сцен Коля с Ксюшей говорят по мобильным телефонам, стоя на мосту в полутора метрах друг от друга. Но гаджеты не играют главной роли: по телефонам говорят мало, смс не отправляют, компьютерными играми и вовсе не интересуются. Колина жизнь интереснее любой игры. Он пытается понять Дронова (дуэт Михаила Ефремова и Семена Трескунова – отдельное удовольствие), сперва страстно убеждая его, что надо оставить семью и уйти к Алисе Денисовне, потом обвиняя в воровстве компьютеров… С компьютерами все окажется проще, с женой Дронова (Ирина Пегова) – сложнее, и к детективной линии примешается роман воспитания.

Дронов, даже не желая того, поможет Коле понять и отца, который потерял работу и пытается найти свой путь в непростом мире здорового образа жизни: делает лекарства из природных материалов, заставляет семью 12 часов спать, а потом 36 бодрствовать, невзирая на школу и службу. И, по сути, очень одинок.

От Дронова, с которым Колин отец когда-то вместе учился, мальчик узнает неприглядное отцово прозвище – “Бзданагога”, и произносит его во время семейной ссоры; удрученный отец в ответ признается, что всегда не любил Дронова за то, что тот нравился женщинам. “То притягивает их – то отталкивает, то притягивает их – то отталкивает!”, – злобно рассказывает Смирнов-старший, используя в качестве живой иллюстрации к притягиванию и отталкиванию свою кроткую терпеливую жену (Ирина Денисова).

Говорят, что когда ребенок понимает, что взрослые несовершенны, он становится подростком, а когда он их за это прощает, то становится взрослым. Коля простит еще и потому, что он действительно хороший мальчик. Не курит, не хулиганит, слушается родителей, когда они запрещают после десяти выходить на улицу, а развлекается, бродя по берегу реки или наблюдая, как его лучший друг Спича (Василий Буткевич) участвует в импровизированных танцевальных баттлах.

Танцы – удачный выбор. Они сейчас популярнее песен, к тому же у песен должны быть какие-то слова, а найти поэта, соединившего бы все времена и пространства, которые есть в фильме, не самая простая задача. Поэтому школьники в фильме постоянно танцуют – то хип-хоп, то польку. И не только школьники – смешной педагог Станислав Ильич (Александр Паль), отчаянно влюбленный в Алису Денисовну, пытается произвести на нее впечатление тоже с помощью танца. И делает это по наущению Коли, который, насмотревшись на сложности взрослого мира, все-таки мечтает восстановить справедливость и заодно сделать так, чтобы не чужая ему учительница не мучилась. И у него получается, поскольку ему везет, и поскольку он хороший мальчик.

Из фильма Оксаны Карас очень хочется сделать свойственный сказкам вывод: хорошим мальчикам везет. Да почему бы его и не сделать – ведь нечасто выходишь из зала в таком отличном настроении. Можно себе позволить.

Жанна СЕРГЕЕВА

Кадр из фильма “Хороший мальчик”

«Экран и сцена»
№ 22 за 2016 год.
Print Friendly, PDF & Email