Дмитрий МОЗГОВОЙ: «Артмиграция». Послевкусие

Дмитрий МОЗГОВОЙОсенний парад московских фестивалей открывала четвертая по счету “Артмиграция”. Ее итоги “ЭС” подводит с арт-директором форума Дмитрием Мозговым, заместителем Председателя СТД РФ по творческим вопросам.

– Пять лет назад на съезде СТД шла речь о том, что Союз постарел, в зале почти нет молодых лиц. Тогда же появилась шуточная расшифровка аббревиатуры СТД как Союз театральных дедов. Время требовало перемен. Именно в этот момент началась работа над разработкой творческой концепции, направ-ленной на поддержку молодых деятелей театра. В программу вошли и уже существовавшие проекты, в частности Международная летняя театральная школа в Звенигороде на базе Дома творчества (в этом году Школа отпраздновала свой юбилей – десятилетие), выставка молодых сценографов “Клин” (сейчас в Боярских палатах идет подготовка очередной экспозиции), и совсем новые идеи. Задачей стало создание творческого контента “Start Up”, адресованного молодежи. Среди самых ярких проектов – форум-фестиваль “Артмиграция”.

С одной стороны хотелось привлечь внимание к молодой режиссуре, а с другой – мы думали, куда нам направить наши ресурсы, нашу энергию. Отправной точкой стали дискуссии на Дальневосточном форуме. Местный министр культуры сказал, что молодежь стремится во что бы то ни стало уехать из региона. За последнее время он отправил учиться в Москву 30 человек. Ни один из молодых людей не вернулся. Это был 2009 год.

– Я бывала в театрах Дальнего Востока. Там много неблагополучных в творческом плане коллективов. Но и живут люди очень трудно в материальном отношении. Вечные проблемы с жильем. И такая ситуация характерна не только для удаленных от Москвы регионов.

– Именно поэтому одной из первых акций СТД стали стипендии для творческой молодежи. Для тех, кто после окончания вузов в Москве и в Питере захочет поехать в регионы. Стипендия составляла 13 тысяч рублей.

– Сумма не слишком велика.

– Именно поэтому мы привлекли внимание к этой проблеме Министерства культуры РФ. Нам удалось продвинуть идею материальной поддержки творческой молодежи: в 2014 году Дмитрий Медведев подписал документ, предусматривающий 100 стипендий (по 20 тысяч рублей в месяц) для творческих союзов. СТД как самый большой и активно действующий Союз получает 35 стипендий, они предназначены самым разным молодым театральным деятелям, от балетмейстеров до художников по свету. За последнее время такую стипендию получило более 100 человек. Конечно, вы скажете, что и эта сумма невелика. Но если сравнить ее с зарплатами артистов в провинции, будет понятно, что это важное подспорье. Не забудем о творческих командировках. Ежегодно мы командируем более двухсот молодых актеров на главные фестивали страны – “Золотую Маску”, “NET”, “Территорию”, “Арлекин” и так далее. Командировка, как правило, это приз за какое-то достижение на “Итогах сезона”, региональных фестивалях.

– Создавая “Артмиграцию”, вы не боялись конкуренции?

– Мы отдавали себе отчет, что в Москве уже существуют “Территория”, “NET”, “Твой шанс”. Но “Артмиграция” занимает свою, особую нишу. Кроме “Золотой Маски” нет фестиваля, который привозил бы в Москву столько спектаклей региональных театров. Но там большую роль играет конкурсная составляющая. Мы беспокоились о качестве “Артмиграции”. Наши опасения оказались напрасными. Уже на первый фестиваль пришло около 80 заявок. Экспертному совету было из чего выбирать. В рамках СТД организовали Молодежный совет из разных регионов, состоящий из людей различных театральных профессий. Каждый раз мы стараемся придумывать офф-программу для профессионалов. Тренинги, встречи с режиссерами, круглые столы, экскурсии. В итоге первый фестиваль прошел на очень хорошем уровне. И география была широко представ-лена. Участвовали театры из малых городов. Один из критериев успеха – то обстоятельство, что спектакль “Облако-рай” из Лысьвы, поставленный Вячеславом Тыщуком, стал номинантом “Золотой Маски”.

Немаловажно, что на “Артмиграцию” приходят мастера – посмотреть спектакли своих учеников. К примеру, Сергей Голомазов увидел “Облако-рай” и пригласил Тыщука ставить “Вассу” в Театре на Малой Бронной. В этом году фестиваль открывался “Сном в летнюю ночь” Даниила Безносова. Очень приятно было видеть в партере Сергея Женовача, учителя Даниила.

Фестиваль знакомит московских худруков с новым поколением молодой режиссуры.

Александр Калягин как художественный руководитель театра “Еt Cetera” учредил стипендию имени А.В.Эфроса молодым режиссерам-студентам. По положению, если студент режиссерского факультета несколько раз становится стипендиатом, он получает право поставить спектакль на малой сцене “Et Cetera”. Так получилось с Викторией Печерниковой, ученицей Олега Кудряшова, получившей стипендию Эфроса. Виктория сделала свой дипломный спектакль “Гупёшка” в Калужской драме, он попал в прошлогоднюю программу “Артмиграции”. Позднее Печерникова поставила “Все о женщинах” в Эфросовском зале “Et Cetera”.

И театру из региона важно показать спектакль в Москве, и для режиссера приезд с новой работой принципиален. Удивительно, но фестиваль пользуется спросом у публики. Не только у профессионалов и студентов. После спектаклей всегда идут обсуждения, интересно сравнить профессиональную оценку с впечатлениями публики.

– Мне показалось, что год от года зрительский успех возрастает. В этот раз я была свидетелем настоящего лома на спектакли.

– Из вечера в вечер мы наблюдали аншлаги. Не только партер, но и балконы оказались забиты публикой.

Кстати, в этом году в программу “Артмиграции” вошел спектакль Степана Пектеева, стипендиата СТД, – “Мюнхгаузен” в Кировском театре “На Спасской”.

– После ухода Бориса Павловича судьба театра казалась незавидной.

– Сейчас есть шанс, что Степан станет главным режиссером. Выступление кировцев на “Артмиграции” получило хорошие отзывы и критики, и зрителей.

– Существует тесная связь между Летней школой и фестивалем. Прежде всего, в расширении границ театральных жанров.

– В программе Школы идет подготовка пластических, кукольных спектаклей, уличных перформансов. Я вижу, как у наших артистов меняется отношение к тому или иному жанру. Нам удалось сломать “тренд”. Приезжают драматические артисты, и сначала происходит кастинг, каждый режиссер набирает участников своего проекта. Мы обычно говорим, что процесс важнее результата. Важно, чтобы артист приехал одним, а уехал другим. Поначалу создавалось впечатление, что мальчики едут играть Ромео, а девочки – Джульетту. И когда на следующий день вывешивалось распределение и выяснялось, что кто-то занят в кукольном спектакле, реакция была негативная, от разочарования до ярости. Эту реакцию Борис Константинов и Евгений Ибрагимов объясняют так: “они видели плохих Хрюшу и Степашку”. Но спустя два дня я замечал, как драматические актеры с завистью заглядывают к кукольникам. Они наблюдали за увлекательной работой, где участники – соавторы спектакля. И Ибрагимов, и Константинов дают задание самим ребятам сделать куклу. Работа с предметом, с пространством дает многое. В последнее время наблюдается такая тенденция: больше половины артистов хотят попробовать себя в кукольном жанре.

– Я смотрела работу Бориса Константинова “Тишина. Посвящение Эдит Пиаф”. Безусловно, участие в таком невербальном сочинении – и сложная, и увлекательная задача. Поскольку времени было в обрез, еще видны швы, но целый ряд сцен придуман очень талантливо: это и образ самой Пиаф, существующей в живом плане и в виде куклы, и интересная попытка создать образ Парижа, или миф о Париже (тут возможны разночтения). Но главное: все актеры захвачены идеей совместного рождения действа, его воздуха, атмосферы.

– Работа с Евгением Ибрагимовым, Борисом Константиновым, Анной Ивановой-Брашинской дает возможность попробовать себя в новом качестве, расширяет кругозор, возникают дополнительные творческие импульсы для развития индивидуальности.

– То же можно сказать и об “Артмиграции”. Ее офф-программа составлена умно и содержательно. Раз уж у нас пошла речь о куклах, то стоит поговорить о премьере “Дон Кихот. Послевкусие” Евгения Ибрагимова (совместный проект мастерской Дмитрия Брусникина, театра “Практика” и молодежного проекта “Start Up”) в исполнении Михаила Плутахина – он назван соавтором и исполнителем. Блуждание зрителей в темноте от сцены к сцене, постоянная смена масштабов героев и удивительных объектов сродни волшебному сну.

– Да, мне тоже эта работа показалась настоящим чудом. Если говорить о полезности “Артмиграции”, то наш фестиваль – дополнительный стимул для региональных театров привлечь к себе “свежую кровь”. Примечательно и важно, что за четыре года ни одно название не повторилось в афише. Материал очень разный: и Шекспир, и Гоцци, и Островский. И, разумеется, молодые авторы: от Ярославы Пулинович до сочинителей вербатимов. Публика с интересом смотрела “Хорошие новости” Юлии Тупикиной из Прокопьевска в постановке Дмитрия Чащина. Они сделаны на основе реальных историй жителей небольшого города, существующего далеко от Москвы.

Если проанализировать репертуар “Артмиграции”, то многие спектакли выросли из Лабораторий (огромное спасибо Олегу Лоевскому за возможность дать режиссерам возможность сделать столь серьезный шаг в профессию). Спектакль “Как Зоя гусей кормила” Андрея Гончарова родился из эскиза лаборатории “Четвертая высота” в Саратовском ТЮЗе имени Ю.П.Киселева, так же как и “Наш класс” Алессандры Джунтини в Кемеровском театре драмы.

– Я видела оба спектакля. Быть может, в саратовском варианте “углы” лабораторной разминки еще кое-где видны. Хотя в спектакле хороший ансамбль, лидирует чудесная актриса Нина Пантелеева в роли Зои Марковны. А вот “Наш класс” Джунтини, при скупости постановочного решения, получился законченным режиссерским высказыванием. Артисты захвачены трагическим сюжетом. Волнение создателей спектакля, их проникновение в текст Тадеуша Слободзянека передаются зрителям.

Каким вы видите продолжение “Артмиграции”?

– Когда задумывался фестиваль, мы не замахивались на смотр шедевров. Хотелось показать срез сезона. Прошлый сезон, как мне кажется, был очень удачным. Каким окажется следующий – сказать сложно. Хотелось бы, чтобы успех “Артмиграции” шел по нарастающей. С уверенностью можно прогнозировать наличие специальной программы. Таких мероприятий, как лаборатория Павла Руднева с молодыми критиками региональных изданий, изданий стран СНГ и Балтии. В этом году артмигранты встречались с Камой Гинкасом, Кириллом Кроком, были на экскурсии в Электротеатре. Наша главная задача – показать участникам фестиваля и Летней школы, что театр может быть разным, по возможности освободить их сознание от клише и стереотипов.

Беседовала Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»

№ 19 за 2016 год.