На грани

15-2_18“Маргарита” (кинопремия “Сезар” – Катрин Фро как лучшей актрисе, за лучшие костюмы, декорации, монтаж, звук). Режиссер Ксавье Джанноли.

Ксавье Джанноли явил миру образец европейского кино. В драме “Маргарита” искусство и реальная жизнь переплелись так тесно, что их невозможно отделить друг от друга. Основой для фильма послужила история жизни Флоренс Фостер Дженкинс, певицы, ставшей знаменитой, благодаря отсутствию музыкального слуха, голоса и чувства ритма. Режиссер Ксавье Джанноли, не превращает историю в гимн судьбе или рассказ об эффекте Даннинга-Крюгера, хотя эти темы и в сюжетной, и в смысловой канве фильма осязаемы, на первый план все-таки выходит тема взаимопроницаемости искусства и жизни.

Маргарита живет музыкой: скупает партитуры известных музыкальных произведений, постоянно посещает оперу и сама занимается пением. В первых сценах она предстает как комический персонаж. Мы видим героиню в своем доме, наполненном ее фотографиями в разных оперных образах, – она дает концерт перед знатными гостями. Катрин Фро подробно и ярко играет исполнение арии: гротескная мимика точно дополняет вопящие и трубящие звуки. Маргарита, стоящая перед публикой, которая в финале арии взорвется фальшивыми овациями, выглядит точной копией павлина (его перо дополняет образ): она ярко выглядит, но ее голос лучше не слышать. При этом сама обладательница своеобразного голоса живет в мире иллюзий, считает себя одаренной и находит подтверждение тому в бурных восторгах публики и в похвале молодого журналиста Люсьена Бомонда (Сильвен Дьюэд), в шутку решившего написать хвалебную рецензию.

Однако вопреки комедийной завязке это не легкая ироничная история, а подлинная драма. С развитием сюжета героиня Катрин Фро меняется: гротескная мимика уступает место выразительному взгляду, полному отчаянья и грусти, а дружба с молодым журналистом обнажает ее одиночество.

Пение Маргариты – крик о помощи, обращенный не к публике, а лишь к одному зрителю – мужу, который к своей супруге испытывает не любовь, а боязнь. Герой Андре Маркона в сцене с любовницей признается, что Маргарита купила его титул, а сама стала для него чудовищем, и он боится признаться в том, что ее пение ужасно. Однако именно он становится чудовищем, который как в сказке заточает героиню в замке и обрекает на одиночество.

Все больше увлекаясь пением, Маргарита не замечает, как сама становится “предметом” искусства. На протяжении нескольких лет ее фотографирует слуга Мадельбос – в исполнении актера Дениса Мпунга он явлен жестким творцом, обязанным поставить точку в судьбе своей героини. Ксавье Джанноли подчеркивает подмену реальной жизни искусством нарочитым дроблением фильма на главы, и каждая из них отбивается титром с фотографией Маргариты и названием главы.

Заявленная тема сказки находит продолжение в чуде, которое происходит на концерте Маргариты, устроенном на настоящей оперной сцене. Ее клокочущий крик превращается в прекрасную арию любви, а супруг, сидящий в зале, неожиданно наполняется трепетом. Но полет героини на крыльях талантливого пения оказывается недолгим: связки, натруженные фальшивым пением, не выдерживают и рвутся, а Маргарита, одетая в платье с белыми крыльями, падает на сцене от боли. В больнице она окончательно теряет грань между жизнью реальной и фантазийной, и, кажется, впервые в жизни по-настоящему счастлива, так как живет с ощущением своей необходимости и любви.

Однако окрыленность Маргариты не укладывается в канву истории, придуманной Мадельбоом в серии его фотографий, и он дает певице услышать ее истинный голос, что убивает ее окончательно. Но именно последние секунды жизни Маргариты, когда муж подхватывает ее хрупкое умирающее тело, демонстрируют обретенную героиней истинную ценность – любовь мужа, ради которой она лишила себя подлинной жизни и принесла себя в жертву искусству, поглотившему ее.

Илья ГУБИН
Кадр из фильма “Маргарита”
«Экран и сцена»
№ 18 за 2016 год.