Лед для мяса

• Сцена из спектакля "Лед". Фото В.ЛУПОВСКОГО

Благотворительный Фонд Михаила Прохорова отметил десятилетний юбилей пресс-конференцией в «РИА Новости», представив участников совместного проекта с «Золотой Маской» – спектакля «Лед» Константина Богомолова в Национальном театре Варшавы.
«Главное, на чем держится гражданское общество, – культурные связи с миром, – говорила Ирина Прохорова, – смысл деятельности Фонда научить зрителей понимать язык современного искусства». Павел Поторочин, директор Института Адама Мицкевича напомнил собравшимся, что Анджей Вайда еще в начале 70-х ставил спектакль в «Современнике», там же он осуществил постановку «Бесов» в 2004-м. «Лед» – новый шаг в русско-польских театральных отношениях.
Выступавшие на пресс-конференции генеральный директор «Золотой Маски» Мария Ревякина, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов рассказывали, сколь многие важные проекты не смогли бы осуществиться без поддержки Фонда. Отвечая им, И.Д.Прохорова объясняла, что идея Фонда строится на том, чтобы подтолкнуть, пробудить инициативу. Экспертному совету бывает очень трудно выбрать из множества заявок, приходящих со всей России, разрешить конфликт «хорошего с лучшим». Она напомнила, что Серебряный век во многом создан меценатами. Об этом не нужно забывать.
3 и 4 марта в рамках фестиваля «Золотая Маска» в Театре Наций был показан «Лед». Гастроли Национального театра Варшавы стали одним из центральных событий празднования 10-летия Фонда Михаила Прохорова.
«ЭС»
 
Варшавский «Лед» оказался самым честным спектаклем Константина Богомолова, откровением человека, уставшего от скандалов и опутавшей все вокруг лжи. В Национальном театре Польши Богомолов поставил не просто спектакль – верный диагноз большинству из нас и самому себе. Симптомы: нарастающее отчуждение, равнодушие, цинизм. Пугающая болезнь приводит к поиску новой религии, сказки, которая могла бы вернуть чувство единства и веру в светлое будущее. За примерами «душеспасительных» идей далеко ходить не надо, за плечами века XXI две самые мощные в истории человечества мясорубки тоталитарных режимов – советская и фашистская. Их отголоски не утихают и сегодня. Слово «фашизм» стало основной лексемой, на которой держится государственная пропаганда, коричневым цветом в СМИ моментально окрашивается любая оппозиция, независимо от ее истинного состава, тем временем идеи национальной исключительности все пышнее расцветают на благодатной почве «патриотического воспитания». «Наш спектакль не социальный, не политический и не актуальный», – слукавил Богомолов в комментарии для «РИА Новости». «Идеальный муж», поставленный в МХТ имени Чехова и считавшийся самой публицистической постановкой режиссера, на фоне «игры в проповедь» сорокинской мифологии выглядит просто кокетливой шуткой из КВН.
Автор романа, защищаясь от нападок критиков в 2005 году, перефразировал в статье «Mea Culpa?» слова своего же персонажа: филологи разучились читать сердцем, научившись пропускать каждый текст через бесконечную череду ему предшествовавших. Многие считают Владимира Сорокина беспросветным циником, способным ради безупречной стилизации и мать родную продать, но я отчего-то верю ему, когда он говорит про «Лед» как про свою первую серьезную попытку метафизического романа и поиск ответа на вопрос о природе насилия. Может, потому, что обе задачи «Льдом» выполняются.
На открытии драматической части программы «Золотой Маски» в Театре Наций «холод тайный» буквально проникал внутрь зрителя вместе с вкрадчивым голосом Богомолова в наушнике – убаюкивающим, гипнотизирующим – так что к концу 155 минуты мы вполне готовы были принять за истину единственную присочиненную к роману фразу, всплывшую на белом экране задника: «Смерть – это лучшее, что случится с вами в жизни». Конструкция «Льда» прозрачна, как вода в роднике. Она совершенно рациональна, стилизована под библейскую (спектакль делится на Ветхий Завет и Новый Завет) и оставляет зрительские эмоции абсолютно не вовлеченными. Перед нами концептуальный театр, который, в соответствии с идей романа, ничего не говорит сердцу-пустышке. Богомолов буква в букву следует за одним из любимых писателей, полностью отказываясь от привычной для себя радикальной работы с текстом. Любопытство режиссера находится в опасной близости к ответам, данным Сорокиным. Ответам, местами страшным.
За основу были взяты только две первые части книги, потому что в крошечных третьей и четвертой частях писатель резко сбивает пафос идеологии своих «сверхчеловеков». В спектакле звучат только истории пробуждения троих героев – студента, проститутки и бизнесмена – и мемуары одной из основоположниц братства в России. Речь идет не о секте, а о фантастическом сообществе из 23000 носителей Изначального Света в сердцах (по канонам эзотерики, тут много слов с Большой Буквы и цифр), которые ищут друг друга среди «мясных машин», чтобы, собравшись в круг, произнести 23 «сердечных слова» 23 раза и уничтожить тем самым раковую опухоль Вселенной – Землю. Идеи гностицизма, исповедуемые членами сообщества, не новы, да и людям, далеким от философии, давно уже известны хотя бы по фильму «Матрица». А вот способ «пробуждения» новых братьев и сестер оригинальный: жертву бьют молотом изо льда Тунгусского метеорита в грудь. Заговорит сердце – значит, наш; промолчит – добить его и выбросить.
Художник Лариса Ломакина превращает сцену в кабинет для коллективного психоанализа. То сидя, то лежа на мягких раскладных креслах пастельных тонов, травмированные персонажи общаются и пересказывают то, что с ними произошло: похитили, пытали, пытались завербовать… Актеры, с одной стороны, работают в любимой богомоловской технике, с другой – выглядят, как типичные шизофреники. Замирают в статичных позах, интонации их бесстрастны, жестикуляция минимальна. Работа кулачком перед уколом героином и еле заметные движения ступни под тихую японскую музыку тут выглядят настоящим сценическим событием. Абулия, апатия, пессимизм – это все про них, про ходячие трупы, чьи сердца оживают только в моменты «сердечного общения», описанные в романе с подробностью порнографической литературы. Начало спектакля еще способно удерживать внимание за счет профессионального монтажа эпизодов, диалогов и фирменных сорокинских приемчиков. Но вторая часть, скупая на режиссерские придумки, блещущая по большому счету одной лишь игрой Дануты Стенка в роли Храм, для многих зрителей превращается в радиоспектакль. Зал окутывает дрема, откуда-то с балкона доносится эхо нескромного храпа. На сцене тоже тихо посапывает знаменитый актер Ежи Радзивилович в роли старейшины Бро.
Думается, режиссер-манипулятор отлично понимал, что он делает со зрительским восприятием и зачем. Пока голубоглазые персонажи с чувствительными сердцами пробуждаются и смело, вот уже целый век, идут к своей великой цели, унылые «мясные машины» ходят по театрам и теряют время впустую, все глубже погружаясь в вязкое болото сна под чужой ровный голос, забравшийся к ним прямо в голову. Провокация рождает парадоксальное чувство вины: хочется взять ледяной молот и тоже заняться делом, пойти по ночной Москве, «простучать» пару десятков прохожих. Чувствовать себя «мясом» неприятно – отсюда и множество возмущенных отзывов о спектакле даже среди тех, кто обычно принимает искусство в разных его проявлениях.
Конечно, «Лед» – еще и чисто эстетское размышление о месте литературы в современном театре, все дальше уходящем от интерпретаций к созданию самостоятельного режиссерского текста. Упрекаемый в излишне свободном обращении с классикой, а совсем недавно ставший еще и официальным жупелом для охранителей традиций в авторской программе Дмитрия Киселева на канале «Россия 1», Богомолов показал, что, когда захочет, может работать с текстом с точностью ювелира и хладнокровием мясника. Поначалу роман не слишком мешает театральной игре, существует как бы параллельно ей. Описания самых жестких моментов актеры не произносят, а вместе со зрителем читают на заднике сцены. В каком-никаком виде присутствуют формальные приметы того, что перед нами спектакль: меняются мизансцены, гробики разной величины пытаются обозначать поезд на тот свет, звучит музыка Дж.Лигетти из фильма С.Кубрика «2001: Космическая одиссея» и фортепианные миниатюры Ф.Листа, один раз даже используется затемнение. Вторая часть спектакля по сравнению с первой зияет пустотой. Крест с черепом унесут прочь, большинство актеров уйдет за кулисы, а сценическую проповедь начнут читать то наизусть, то прямо по книге. Декламацию доведут до абсурда. Литература, словно нож, по рукоять войдет в спектакль и окончательно уничтожит его сценичность. Финальный эпизод зритель будет вынужден уже целиком читать с экрана.
Богомолов своим «Льдом» поиздевался над любителями «литературности» в театре так же, как Сорокин над ценителями «высокой духовности». И в этом нет злого умысла людей, которые мечтают разрушить старый мир, чтобы на его обломках возвести нечто хаотичное и безнравственное. Нет, просто оба знают, что если кто-то агрессивно начинает взывать к морали и совести нации, быть беде, а вместе с ней и репрессиям против тех, кто имеет смелость думать своей головой. Спектакль провоцирует, с ним хочется спорить, доказывать, что ты не «мясо», которым, в его бездумности, так просто манипулировать. «Лед» сейчас очень нужен здесь. Жаль, что он уже уехал обратно в Польшу.

Александра СОЛДАТОВА
«Экран и сцена» № 5 за 2014 год.