Сеанс начинается

Юлия Высоцкая в фильме “Рай”31 августа – 10 сентября. 73-й Международный Венецианский кинофестиваль

В начале сентября остров Лидо (до него от Венеции рукой подать, короткое плавание на вапоретто) бурлит особенно. Не сравнить даже с пиком курортного сезона. Здесь в дни фестиваля все слишком укрупняется – ожидания, амбиции, разочарования, триумфы, утраченные иллюзии, нечаянные радости. Кино, именно кино, придает всему смысл, и в ожидании его, предвкушении открытий пребывают “маны” и “фаны” разных рангов, уровней, предпочтений.

Нынешняя основная конкурсная программа по режиссерским именам притягательна. Вот список фильмов, которые претендуют на “венецианских львов”:

“ЛА ЛА ЛЭНД”, режиссер Дэмьен Шазелл (фильм открытия)

“ПЛОХАЯ ПАРТИЯ”, режиссер Ана Лили Амирпур

“ЖИЗНЬ”, режиссер Стефан Бризе

“СВЕТ В ОКЕАНЕ”, режиссер Дерек Сиенфрэнс

“ЗНАМЕНИТЫЙ ГРАЖДАНИН”, режиссеры Гастон Дюпра, Мариано Кон

“ПРЕИСПОДНЯЯ”, режиссер Мартин Кулхонен

“ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ УШЛА”, режиссер Лав Диас

“ПРИБЫТИЕ”, режиссер Дени Вильнев

“ДИКАЯ МЕСТНОСТЬ”, режиссер Амат Эскаланте

“ПОД ПОКРОВОМ НОЧИ”, режиссер Том Форд

“ПЕРО”, режиссер Роан Джонсон

“ПО МЛЕЧНОМУ ПУТИ”, режиссер Эмир Кустурица

“ДЖЕКИ”, режиссер Пабло Ларраин

“СЛЕПОЙ ХРИСТОС”, режиссер Кристофер Мюррей

“ФРАНЦ”, режиссер Франсуа Озон

“В ЭТИ ДНИ”, режиссер Джузеппе Пиччиони

“ПРЕКРАСНЫЕ ДНИ В АРАНХУЭСЕ”, режиссер Вим Вендерс

А также две документальные картины. “ПУТЕШЕСТВИЕ ВРЕМЕНИ” Терренса Малика (“Тонкая красная линия”, “Древо жизни”) о том, как возникла Вселенная (закадровый текст читает Брэд Питт); это путешествие режиссер назвал одной из самых своих потрясающих фантазий. И “SPIRA MIRABILLS” (“Удивительная спираль”) Массимо Д’Анольфи и Мартина Паренти; Spira Mirabillis – символ совершенства и бесконечности.

Особенно радует, что в конкурсе – “РАЙ” Андрея Кончаловского. Сценарий Андрея Кончаловского и Елены Киселевой. В ролях: Юлия Высоцкая, Кристиан Клаус, Филипп Дюкен, Виктор Сухоруков, Якоб Диль. Совместное производство России и Германии. Историческая драма, события которой происходят во время Второй мировой войны, и в это страшное время переплетаются судьбы трех людей…

Напомним, что из Венеции-2002 Андрей Кончаловский увез Гран-при за “Дом дураков”, а из Венеции-2014 “Серебряного Льва св. Марка” за режиссуру (“Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына”).

Напомним также, что в прошлогоднем венецианском конкурсе участвовала “Франкофония” Александра Сокурова и была отмечена двумя наградами – фонда Mimmo Potella и Feodora за лучший евро-средиземноморский фильм. А в 2011-м сокуровский “Фауст” получил здесь “Золотого Льва св. Марка”. А чуть раньше, в 2008-м, фестивальное жюри отдало “Бумажному солдату” Алексея Германа-мл. призы за режиссерскую работу и операторскую (Максиму Дроздову и Алишеру Хамидходжаеву). Это к тому, что наших на Лидо не обделяют вниманием. А совсем даже наоборот…

В главном жюри председательствует британский режиссер Сэм Мендес: “Американская красота” – пять “Оскаров”, в том числе за фильм и режиссуру; “Морпехи”, бондиана “007: Координаты “Скайфолл”” и “007: Спектр”. Кстати, Мендес не был в Венеции с 2002 года, тогда в конкурсе участвовал его “Проклятый путь”. Похоже, приглашение в качестве глав жюри на крупные европейские кинофестивали киномастеров, отметившихся в Голливуде, становится веянием времени. В Берлине за “Медведей” отвечала Мерил Стрип. В Канне за “Пальмовую ветвь” ответственным был Джордж Миллер, снявший “Безумного Макса”.

В команде Мендеса три режиссера – Лори Андерсон, Джошуа Оппенхаймер, Лоренцо Вигас; четыре актрисы – Джемма Артертон, Кьяра Мастроянни, Нина Хосс, Чжао Вэй; сценарист Джанкарло Де Катальдо.

Во главе жюри секции “Горизонты” – французский режиссер Робер Гедигян.

Во главе жюри, присуждающего награду имени Луиджи Де Лаурентиса за лучший дебют, – итальянский актер Ким Росси Стюарт.

В программе “Венецианская классика”, которая впервые появилась на фестивале в 2012 году, представят отреставрированные версии двадцати картин. Среди них “Битва за Алжир” Джилло Понтекорво (1966), “Манхэттен” Вуди Аллена (1979), “Семь самураев” Акиры Куросавы (1954), “Вор” Луи Маля (1965), “Деньги” Робера Брессона (1983), “Американский оборотень в Лондоне” Джона Лэндиса (1981). Из наших в списке классики – “Сталкер” Андрея Тарковского (1979) и “Очи черные” Никиты Михалкова (1987, совместно с Италией). Лучший отреставрированный фильм выбирают студенты кинофакультетов итальянских вузов, а жюри в этот раз возглавляет режиссер театра и кино Роберто Андо.

Вне конкурса – два уникальных документальных проекта, “Аустерлиц” Сергея Лозницы и “Сафари” Ульриха Зайдля. “Аустерлиц” – о бывших нацистских концлагерях, на территории которых теперь расположены мемориальные музеи, о “местах памяти”, которые становятся частью туриндустрии. “Сафари” ждали еще в Канне, но премьеру перенесли в Венецию. Судя по анонсам и трейлерам, это картина об охотниках, отправляющихся на сафари за африканскими трофеями, о жажде добычи, заканчивающейся смертью.

Вне конкурса – “Молодой Папа” с Джудом Лоу, два первых эпизода из восьми сериала о папе римском. Снял его Паоло Соррентино, чья “Великая красота” получила в 2014-м “Оскар”, “Золотой глобус” и премию BAFTA за “лучший фильм на иностранном языке”.

История интригующая, но вымышленная. Джуд Лоу играет Ленни Белардо, итальянца, родившегося в Америке, избранного понтификом Пием XIII.

Паоло Соррентино о своем фильме: “Как можно обрести и потерять веру? Внутренняя борьба между огромной ответственностью главы католической церкви и мучениями обычного человека, которого волею судеб (или святого духа) избрали понтификом. Как управлять и манипулировать властью в государстве, чьи догмы и моральные установки говорят об отречении от силы и бескорыстной любви к ближнему своему?”

Документальный фильм “Еще раз и с чувством” о рок-музыканте Нике Кейве привезет австралиец Эндрю Доминик, автор показанной в свое время в Венеции картины “Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса”, к которой Ник Кейв написал саундтрек и где сыграл небольшую роль. Фильм приурочен к выходу шестнадцатого студийного альбома Кейва.

Почетные награды за вклад в киноискусство получат Жан-Поль Бельмондо и Ежи Сколимовский. Про первого лауреата – без комментариев. Про второго – несколько слов не будут лишними. Классик польского кино и шире – европейского. Соавтор сценариев дебютного фильма Романа Поланского “Нож в воде” и “Невинных чародеев” Анджея Вайды. Поэт. Голос поколения 60-х. Режиссер двадцати с лишним фильмов, снятых в Польше, Бельгии, Великобритании, США. Ему 78 лет. В конкурсе прошлогоднего Венецианского кинофестиваля была показана последняя по времени картина Сколимовского “11 минут”.

На нынешнем фестивальном постере длинноволосый парень в красной курточке пытается дотянуться до края… То ли синих небес, чтобы заглянуть по ту их сторону. То ли занавеса, за которым белый экран. Рисунок, созданный итальянским художником Симоне Масси, трактуется как интригующий “момент ожидания” перед началом фильма. Словом, сеанс начинается…

Алена ДМИТРИЕВА
Юлия Высоцкая в фильме “Рай”
«Экран и сцена»
№ 16 за 2016 год.