Достаточно хорошая мать

4-1_16“Очень плохие мамочки”. Режиссеры Скотт Мур, Джон Лукас

Детская тема в журналистике сейчас похожа на капризную реку с порогами, водоворотами, неожиданно переходящими в тихое, размеренное течение, чтобы через пару километров смениться водопадом. Вот берут интервью у бездетных женщин, которые не планируют становиться матерями, и те спокойно, взвешенно обосновывают свое решение, и в комментарии приходят женщины, у которых есть дети, но они жалеют о том, что родили их. Приходят и буйные чайлдфри, истерично сообщающие что-то о “личинках человека”. Приходят и не менее буйные матери, считающие, что материнство – единственное предназначение женщины, а без детей она не имеет права считаться человеком.

У тех женщин, у кого дети есть, и их рождение было радостью, ситуация не проще. С одной стороны, по-прежнему сильна тенденция: “если ты к концу дня не устала до полусмерти и не счастлива от этого – ты не настоящая мать”. С другой стороны, пишутся блоги и книги, где сообщается, что материнство – штука тяжелая и неблагодарная, и уставать до полусмерти не нужно еще и поэтому.

А несколько лет назад западными учеными было проведено исследование, и результаты его невероятно обидны для матерей, отдавших детям лучшие годы: тех, кто работал и учился и проводил со своими дошкольниками и школьниками отнюдь не полный день, их выросшие дети характеризовали как “теплых и понимающих”, а тех, кто постоянно находился с детьми, занимаясь их воспитанием, как “холодных и отдаленных”. Неприятно, но логика есть. Матери, у которых есть время на себя и которые занимаются не только детьми, рады встрече с ними и стараются сделать общение насыщенным, интересным, ярким; а тех, у кого постоянно перед глазами дети, общение с ними (и обслуживание, кормление, стирка, уборка, проверка уроков, кружки, врачи и так далее) иногда просто выматывает и радости не приносит. А дети это чувствуют.

Не самый лучший на свете фильм “Очень плохие мамочки”, снятый Джоном Лукасом и Скоттом Муром, передает те же мысли в комедийной форме. Рыжеволосые и веснушчатые Лукас и Мур сняли вместе фильм “21 и больше”, о юноше, напившемся перед важным экзаменом, но больше они известны как сценаристы бойких и симпатичных комедий “Призраки бывших подружек”, “Четыре Рождества” – про любовь, а все три части “Мальчишника в Вегасе” – про алкоголь и приключения. Любовь, алкоголь и приключения в “Очень плохих мамочках” тоже будут, но Лукас и Мур, авторы сценария к своему второму фильму, конъюнктуру рынка чувствуют хорошо и знают, что будет интересно публике. Сейчас основной аудитории кинотеатров (женщины ходят в кино почти так же часто, как и подростки) интересна возможность побыть плохой мамой.

Плохой девчонкой быть приветствуется, плохой училкой – тоже, даже образ неидеальной супруги воспет в “Стэпфордских женах”, но неидеальная мать – по-прежнему табу. И по-прежнему отношение к матери в большинстве случаев черно-белое: либо она идеальная, либо она плохая.

Эми (Мила Кунис) воспитывает двух детей-школьников и работает при этом на полставки в кофейной компании, что отвлекает ее от полного погружения в воспитание. Как отмечают другие родители, она не заставляет своих сына и дочь ни учить китайский язык, ни играть на скрипке. Хотя все-таки делает за детей особенно сложные домашние задания и, постоянно опаздывая, приходит на спортивные матчи и родительские собрания.

Своими опозданиями Эми вызывает гнев идеальной матери Гвендолин (Кристина Эпплгейт) – та превращает собрания в шоу и постоянно подбирает для них новые темы: то ГМО в выпечке, то еще что-нибудь. Она такая идеальная мать, что закручивает в свою воронку всех остальных родителей, которые стремятся стать такими же. Как рассказывают Эми подруги, грозную Гвендолин поддерживают “спортивные мамы, грустные мамы, сексуальные мамы, мамы-блондинки, мамы с артритом, выпивающие мамы, чудаковатые мамы, за нее даже разведенные черные мамы-лесбиянки, а это уж совсем непростая категория”.

Впрочем, все эти мамы замечательно устроятся в категории “выпивающих мам”, когда Эми решит баллотироваться в председатели родительского комитета и сместить с этого места Гвендолин. Они сбегут с вечеринки у Гвендолин, где будет обсуждаться учеба без каникул, а знаменитый кулинар Марта Стюарт подавать паровые фрикадельки, и приедут к Эми, где рекой будет литься дешевое вино, а Марта Стюарт извлечет из портативного холодильника желе из водки.

Мур и Лукас уверены, что все интересное начинается, когда как следует выпьешь. Вот и восхождение Эми и ее знакомство с новыми подругами происходит в баре, куда она приходит, узнав об измене мужа. Сперва женщины рассказывают друг другу, как они устали от детей – даже хотели бы попасть в небольшую аварию и покалечиться, чтобы провести хотя бы две недели в больнице в отдельной палате. А потом развязная Карла (Кэтрин Хан) и зажатая Кики (Кристен Белл) под влиянием алкоголя вместе с Эми громят местный супермаркет, с особой жестокостью обходясь с картонной фигуркой идеальной домохозяйки, обещают себе стать плохими мамами и обещание свое выполняют.

Они оставляют детей на нянь, а сами ходят по клубам и в кино, и Кики все время спрашивает: “А разве так можно?!” Они перестают делать за детей домашнюю работу и готовить им утренний завтрак, а еще приносят на конкурс материнской выпечки купленное в магазине печенье. И самое страшное: говоря друг с другом про детей, они отходят от стереотипа “мой ребенок самый лучший” и признаются в неприятном. “Мой пятнадцатилетний сын смотрит “Улицу Сезам” и не врубается, о чем там речь”, “Моя дочь выпотрошила нашего хорька. Я стараюсь думать, что это произошло случайно, но я знаю, что это не так”.

Однако безоглядной материнской любви все эти вещи не мешают – стоит Гвендолин, взбешенной магазинным печеньем на конкурсе, помешать дочке Эми стать звездой футбольной команды, Эми превращается в волчицу и делает все, чтобы уничтожить Гвендолин и возглавить родительский комитет.

И тут сталкиваются два основных мировых направления в области воспитания детей – Гвендолин хочет, чтобы матери делали ради своих детей больше, а Эми – чтобы они делали меньше: “Не надо вставать слишком рано, не надо проводить конкурсы, а детей надо учить не тесты сдавать, а быть хорошими людьми!”

Но за все перемены в жизни и своем характере надо платить. Гвендолин плетет против Эми интриги, семейный психолог говорит, что ее брак с мужем спасти нельзя, с работы увольняют, а дочь упрекает: “Тебе надоело быть мамой, ты стала эгоисткой и всюду ходишь со своими странными подругами, даже папа лучше меня воспитывает, чем ты!”

Эми преодолеет и это, самое трудное испытание – к мужу уходит не только дочь, но и сын, и даже пес, которого она носила на руках, когда у него было защемление нерва. Никакой благодарности, но мать и не должна ее ждать, таков ее удел.

Дональд Винникотт, знаменитый английский врач и детский психоаналитик, придумал замечательное определение: “достаточно хорошая мать”. Такая мать знает, что не существует идеального способа растить детей. Она разрешает себе делать ошибки и дорожит своими отношениями с ребенком больше, чем чьим-то мнением. И понимает: за все, что она делает, благодарности может и не быть. Неизвестно, читали ли Скотт Мур и Джон Лукас Винникотта (хотя предвыборная речь Эми отражает его идеи), но таких мам они по мере своих комедийных сил показали, и о трагическом несовершенстве воспитания сказали тоже, устами забитой Кики: “Это проблема всех мам – ты не знаешь, справляешься ли ты, пока они полностью не вырастут, а тогда уже поздно”.

Жанна СЕРГЕЕВА
«Экран и сцена»
№ 16 за 2016 год.