Алиса и слон

Фото предоставлено пресс-службой театраКороли и королевы – единственные шахматные фигуры, с которыми Алиса познакомилась в Зазеркалье. Скучных ферзей, ладей и коней заменяют экспрессивные Шалтай-Болтай, Мартовский заяц, Шляпник. Зазеркальные слоны, презрев черно-белые клетки, питаются нектаром и порхают с цветка на цветок. Их сородич Хортон тоже избрал девиантную, с точки зрения среднестатистического слона, модель поведения: он высиживает яйцо на ветке высокого дерева. Зачем ему это делать, объяснит Алиса. Не в Лондоне, не в Стране чудес, не в Зазеркалье, а в Москве, на сцене театра “Практика”, где режиссер Виктор Алфёров и актриса Алиса Гребенщикова представляют часовой моноспектакль для детей “Слон Хортон”.

Алиса Гребенщикова начинает сказку о слоне Хортоне с небольшой предыстории о маленьком мальчике Тео, очень любившем рисовать. Знают ли юные зрители, как рождаются сказки? “С помощью чернил! С помощью писателей!” – отвечают ребята в зале. Никто не догадывается, что необычному сюжету мы обязаны порыву ветра, разметавшему рисунки Тео по мансарде. Листок со слоном упал на листок с деревом – получился слон на дереве. Тео вырос, стал писателем Доктором Сьюзом и сочинил сказку о слоне по имени Хортон (это имя носил одноклассник Сьюза).

На экране за спиной актрисы появляются герои удивительной истории. Красавицу Мейзи по внешнему виду сложно отнести к какому-либо птичьему отряду, но по характеру она оказалась кукушкой. Вверила яйцо заботам добродушного слона, а сама отправилась на Таити. В осенние дожди, в зимнюю стужу и даже под прицелом охотников Хортон не покидал гнезда. Слон сдержал слово: яйцо и птенец уцелели. Из яйца вылупилось умилительное существо – “слоноптиц” или “птицеслон”. Так, у Хортона появился сынишка.

В моноспектакле принимают активное участие дети (спектакль могут посетить все, кому уже исполнилось четыре года). Рассказчица Алиса расспрашивает зрителей, любят ли они рисовать, боятся ли грома и даже объясняет, что такое мансарда. Удержать внимание непосед помогает мультфильм (художник-мультипликатор Светлана Разгуляева). Взаимодействие актрисы с нарисованными героями создает ощущение слияния двух реальностей. Что не может не нравиться поколению, с младых ногтей привыкшему к сенсорным гаджетам. Яйцо с экрана материализуется, так что зрители могут даже подержать его. В нужный момент в карманах Алисы найдутся водоросли для прожорливой пираньи. И хотя выбежать на сцену, чтобы поймать летающего слона, она не позволила никому (дело это непростое и серьезное), дети могли угадывать названия городов и животных, возникающих на экране.

Анимационные персонажи уже появлялись в детских спектаклях “Практики”, таких как “Ёжик и медвежонок” (еще один моноспектакль Алисы Гребенщиковой) и “Агата возвращается домой”. Сочетание актерской игры и анимации становится определенной тенденцией. Впрочем, если компьютерная технология уместна, почему бы ей не воспользоваться. В рамках “Слона Хортона” мультипликация, столь любимая детьми, не вступает в соперничество с театром. Театр развивает у юных зрителей воображение и эмпатию – в этом его преимущество.

Сложно сказать, кому “Слон Хортон” принесет большую пользу: детям или их родителям. Малышей он учит смелости и преданности, взрослым дает урок воспитания. Если поощрять юных фантазеров в творчестве, как поощряла будущего Доктора Сьюза его мама, они непременно добьются успеха во взрослой жизни. Напротив, главный антагонист сказки – птица Мейзи – дурной пример для подражания. Узы, скрепленные любовью и заботой, по прочности превосходят кровные. Неудивительно, что птенец Мейзи похож не на родную мать, а на выпестовавшего его Хортона. Ребенку безразличен тест ДНК, если вы его по-настоящему любите.

Совместный поход на спектакль “Слон Хортон” может положить начало общим воспоминаниям, которых должно быть много в семье, где дети увлекаются сказками, а взрослые ведут себя мудро.

Марианна ГАСПАРОВА
Фото предоставлено пресс-службой театра
«Экран и сцена»
№ 15 за 2016 год.