Из вчера в завтра

Фото предоставлено пресс-службой РАМТаВ Каретном сарае рядом с Главным зданием Театрального музея имени А.А.Бахрушина открылась экспозиция “Молодежный театр в преломлении эпох”, посвященная юбилею Российского академического молодежного театра. Экспозиция, оформленная главным художником театра Станиславом Бенедиктовым, продлится до 25 сентября.

95 лет – преклонный возраст по человеческим меркам. Но театр, тем более молодежный, не может позволить себе постареть и почивать на заслуженных лаврах. Генеральный директор Театрального музея Дмитрий Родионов подчеркнул, что РАМТ не устает искать новые формы в общении со зрителем: “Все, что делает театр, кроме восхищения, уважения, ничего вызвать не может. Молодежный театр предлагает сегодняшнему поколению серьезнейший разговор о смысле бытия. Каждый спектакль становится событием. Спектакли разрушают привычки и стереотипы, например, “Берег Утопии”, который идет целый день. Никто не верил, что это можно делать в театре. Сейчас зритель приходит на полтора часа и думает, как бы побыстрее да еще без антракта. И вдруг совершенно другой формат разговора с аудиторией, другое отношение и к жизни, и к искусству”.

На открытии выставки много говорили о времени и преемственности. Художественный руководитель театра Алексей Бородин вспомнил слова своего учителя Юрия Завадского: “Нет сегодня. Есть из вчера в завтра. Тогда есть движение. Мы знаем, что за нами”. Бородин отметил, что в театре больше всего любит его историю и в заключении пожелал “юбиляру” здоровья: “Театр – это живой организм. Бывают периоды подъема и периоды спада. Как человек, театр может простудиться. Стремимся к тому, чтобы мы не болели”.

Актеры РАМТа подготовили для гостей вернисажа несколько номеров на тему возраста и актерского призвания. Татьяна Матюхова и Изнаур Орцуев исполнили танец на песню Юлия Кима “Не покидай меня весна”, Денис Баландин и Лариса Гребенщикова прочли стихотворения Бориса Пастернака “Дрозды” и “Вакханалия”. Программу завершила песня с многозначительным припевом “Нет лет”. РАМТ отрицает не историю и возраст, которым гордится, а старость и упадок творческих сил.

Неповторимую атмосферу выставки создает гений места. Первое, что Вы увидите, зайдя в Каретный сарай (наверное, так было и во времена мецената Бахрушина), – большая повозка. Рядом с экипажем дом. Это часть декорации Станислава Бенедиктова к спектаклю “Вишневый сад”. Напротив – сведенный к кукольным размерам подробный макет. Инсталляцию можно считать сердцем экспозиции: внутри нее расположены портреты художественных руководителей театра от Натальи Сац до Алексея Бородина.

На стенах афиши спектаклей, эскизы костюмов, декораций, фотографии. Огибая зал, проживаешь историю театра от “Жемчужины Адальмины” (1921) до “Берега Утопии” (2007). От Московского театра для детей к Центральному детскому театру (с 1936) и, наконец, Российскому академическому молодежному театру (с 1992). Можно проследить, как претворялись в реальность идеи художников. Сравнить костюм Рамы, героя спектакля “Рамаяна” (1960), с эскизом Бориса Кноблока, макет декораций Бенедиктова к спектаклю “Инь и Ян” и фотографии с представления. Посетители выставки даже могут посмотреть фрагменты спектаклей на планшетах.

Театр как вид искусства находится в сложных отношениях со временем. Любой спектакль уникален, потому что его нельзя повторить в точности. Статические искусства – живопись и фотография – способны запечатлеть отдельные моменты, вырвать сцены из контекста. Не имея возможности проникнуться духом всех знаковых спектаклей, москвичи могут прикоснуться к яркой истории РАМТа, направившись в Бахрушинский музей в поисках утраченного времени.

Марианна ГАСПАРОВА
«Экран и сцена»
№ 13 за 2016 год.