Экзерсис Акимова

Класс Бориса Акимова: Алексей Путинцев, Батыр Аннадурдыев, Борис Акимов, Александр Войтюк, Антон Савичев. Фото Е.ФЕТИСОВОЙ / Большой театр25 июня исполняется 70 лет народному артисту СССР, лауреату Государственной премии СССР Борису Борисовичу Акимову. Однако, в родном Большом театре этого замечательного танцовщика, балетмейстера и педагога чествовали за несколько месяцев до упомянутой даты, да и по другому поводу – в связи с его творческим пятидесятилетием. Что представляется вполне резонным. Глядя на молодого, подтянутого, подвижного юбиляра, легко вылетевшего на сцену со своими учениками, понимаешь: его годы – не возраст. А вот полвека службы в Большом – срок впечатляющий. Из этого полувека Борис Акимов 24 года протанцевал на сцене Большого, затем стал его педагогом-репетитором, а с 2000 по 2004 год – руководителем балетной труппы, не испортив при этом отношений с коллегами, которые его любят и уважают. Класс Акимова пользуется особым спросом у танцовщиков. Тут, конечно, дело в высочайшем профессионализме, уме, культуре и природном артистизме. Его уроки – настоящий акт творчества. На юбилейном вечере показали запись его классов в разных театрах мира. Экзерсис Акимова – поэзия в танце: названия комбинаций (их он, кажется, рифмует) в его устах обретают мелодику стихотворных строк, вдохновляя и заряжая танцовщиков созидательной энергией и жизнерадостностью. Поэтично не только звучание классов Акимова, но и сама их структура. Вспоминая уроки Бориса Борисовича, Владимир Васильев подчеркивает его умение находить новые возможности в построении танцевальных фраз: “самые обычные, часто повторяющиеся па, необходимые всем артистам балета в ежедневных тренировках, он окрашивал связками, ломающими представление о банальности, делал комбинации красочными, непохожими на уже пройденное”.

Все, что сегодня Акимов дарит ученикам, в годы своей артистической карьеры он с той же щедростью дарил зрителю. Танцовщик-интеллектуал, танцовщик-перфекционист, танцовщик-интеллигент. Его танец отличала не только безупречная техника, но и глубинный артистизм. Недаром Джон Ноймайер сказал о нем как о человеке: “happy to be an artist”, то есть “счастлив быть художником”, несколькими словами определив суть личности Акимова – человека возрожденческого склада, буквально-таки лучащегося радостью творчества. Акимов пишет музыку, сочиняет стихи; как исполнителю ему был подвластен самый разнообразный репертуар от “Лебединого озера” (и тут полюса: Принц и Злой гений) до задорной “Русской кадрили” в собственной постановке, где он танцевал разудалого парня.

Борисом Акимовым восхищались Сильви Гиллем, сэр Энтони Дауэлл, Пьер Лакотт и многие-многие другие. А легендарная танцовщица “Русских балетов” Дягилева Алисия Маркова, британская балерина, обучавшаяся в Лондоне в русской балетной школе Серафимы Астафьевой, говорила, что занятия Акимова напомнили ей собственные годы ученичества. Из уст балерины, первой удостоенной титула Prima Ballerina Assoluta, подобное звучит высшей похвалой.

Юбилейный вечер, срежиссированный самим Акимовым, вкупе с мастером по постановкам гала Андреем Меланьиным, полностью соответствовал характеру и индивидуальности юбиляра. Ничего банального, ничего выспренного, ничего лишнего, все изыскано и строго, даже чуть-чуть аскетично. Вместо традиционных восхвалений – несколько слов генерального директора Владимира Урина, уточнившего, что пятидесятилетие служения своей alma mater – период даже несколько больший, чем пятая часть великой истории Большого. На этом церемониальная часть завершилась, и далее на сцене царил только танец в лучших его образцах. Исполнители выходили в партиях из балетов Петипа, Якобсона, Григоровича, Аштона, Ноймайера, Жана-Кристофа Майо и других не менее известных хореографов. Из репертуара самого юбиляра в гала вошел “Спартак”, где Акимов исполнял одну из коронных своих партий. Возможно, Александру Волчкову и недостает той энергетики и того бешеного темперамента, какими обладал акимовский Красс, но их адажио с великолепной Екатериной Крысановой подтвердило, что школа Большого – одна из лучших и здесь умеют не только танцевать, но и жить чувствами своих героев. В пандан этому дуэту выступили и Ольга Смирнова с Артемом Овчаренко, станцевавшие пронизанный чувственностью дуэт из балета Майо “Щелкунчик”, где предстали легкими, независимыми молодыми людьми, для кого свобода движений – синоним красоты. Приношение Мариинки – изящный, окрашенный элегантным юмором “Венский вальс” Леонида Якобсона в исполнении Максима Зюзина и Екатерины Осмолкиной, вышедшей на сцену еще раз в паре с одним из лучших учеников Акимова Вячеславом Лопатиным. Дуэт ведущих солистов двух первых театров страны, точно и изящно станцевавших па де де из балета “Талисман”, стал восклицательным знаком, завершившим вечер.

А открывали гала-концерт юные дарования – ученики Московской академии хореографии и дети из балетной школы при театре “Гжель”. Первые (Полина Афанасьева, Елизавета Кокорева, Дмитрий Смилевски) аккуратно станцевали традиционное па де труа из “Щелкунчика”, а вторые, постукивая деревянными башмачками, мило исполнили литовский танец “Клумпас”.

Зарубежные гости представляли балетную элиту лучших европейских трупп, творчески связанных с юбиляром, – Парижскую оперу, Лондонский “Ковент Гарден”, Датский королевский балет, Гамбургский балет Джона Ноймайера, дав живописную картину разных балетных школ.

Прекрасный дуэт – Ида Преториус и Андреас Каас – станцевал знаменитое бурнонвилевское па де де из “Ярмарки в Брюгге” с тем блеском и предельным вниманием к мельчайшим деталям, на какие способны только представители датской балетной школы. Другая отличная пара – Яна Саленко (Берлинский государственный балет, “Ковент Гарден”) и виртуозный Стивен МакРей (“Ковент Гарден”) – вышла на сцену в требующем не меньшей скрупулезности па де де из балета “Тщетная предосторожность” в хореографии Фредерика Аштона. Любимая москвичами великолепная Алина Кожокару, представляющая “Ковент Гарден” и Гамбургский балет, появлялась на сцене дважды. Первый раз – в хореографии Ноймайера в паре с солистом гамбургской труппы Кристофером Эвансом. Плавно текучий дуэт из балета “Spring and Fall” в их интерпретации был исполнен внутренней сосредоточенности и погруженности в музыку Дворжака. В дуэте из балета “No Man’s Land” в постановке достойного наследника традиций английской школы хореографов Лиама Скарлетта лиричная Алина вышла на подмостки со своим многолетним партнером, нынешним художественным руководителем Румынского балета Йоханом Кобборгом. Красивый и эмоционально насыщенный дуэт – не очень понятный вне контекста балета, посвященного началу первой мировой войны, тем не менее, оставил пронзительное впечатление.

Подарком юбиляру и зрителям стало выступление покинувшей в прошлом году Парижскую оперу Орели Дюпон, чей танец полемизировал с жесткими законами, царящими во Дворце Гарнье, согласно коим артисты, переступившие порог сорока двух лет, оставляют его подмостки. В не слишком интересном номере “Тоgеther alone” (“Одиночество вдвоем”) на музыку Филипа Гласса в постановке Бенжамена Мильпье (нынешнего худрука Гранд Опера; к слову сказать, Дюпон скоро сменит его на этом посту) в паре с Алессио Карбоне по-прежнему прекрасная и находящаяся в отличной форме балерина предстала во всем блеске французской танцевальной школы. И дело не только в безупречных внешних данных самой красивой этуали Парижской оперы, а в удивительной гармонии ее танца, женственности, нежной мягкости и благородном изяществе каждого движения.

Впрочем, эпитет “благородный” можно отнести и ко всему вечеру в целом, недаром он так подходит самому Борису Акимову – одному из самых достойных представителей отечественной балетной сцены.

Алла МИХАЛЕВА
Класс Бориса Акимова: Алексей Путинцев, Батыр Аннадурдыев, Борис Акимов,
Александр Войтюк, Антон Савичев. Фото Е.ФЕТИСОВОЙ / Большой театр
«Экран и сцена»
№ 12 за 2016 год.