Звездная карта

kann
Набережная Круазетт
14-25 мая. Канн. 67-й международный| кинофестиваль.
 
Маленький северный городок – среда обитания героев новой картины Андрея Звягинцева “Левиафан” (четвертой по счету). Журналисты и до съемок, и пока они шли, по крохам пытались выпытать у режиссера “кто? что? когда? почему?”. А он, как обычно, по крохам выдавал информацию, которая в общую картину практически не складывалась. Чтобы сложилось, Звягинцева надо смотреть, поскольку у него все всегда завязано не только на драматургии, для него важно внутреннее дыхание; важно взглянуть в лицо актерам; важна изобразительная составляющая.
Время действия “Левиафана” – наши дни, но, судя по названию, неизбежны символы и образы, знаки и отсылки к Ветхому Завету, где сказано: “Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими, там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем”.
Над новой картиной Звягинцев работал с командой “Елены”: продюсер Александр Роднянский; сценарист Олег Негин, для которого свойственен “парадоксальный стиль, сочетающий глубокий символизм и жесткий реализм”, что мы и прочувствовали в “Елене”; музыка Филипа Гласса; оператор Михаил Кричман (он, кстати, снял все фильма Звягинцева). В главных ролях – Алексей Серебряков и Елена Лядова (тоже из “Елены”). А также Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов.
В преддверии 67-го Каннского кинофестиваля гадали, выберут ли наших в конкурс, а если выберут, то кого. Звягинцева называли одним из первых. Его вообще любят международные кинофестивали. Если уж возьмут – без наград не оставят. “Возвращение” отмечено двумя венецианскими “Львами” – за лучший фильм и лучший дебют; у “Изгнания” – приз Канн Константину Лавроненко за лучшую мужскую роль; у “Елены” – спецприз Канн в программе “Особый взгляд”.
“Левиафану” придется непросто – он оказался в компании крепких профессионалов. Режиссерские имена громкие и очень громкие.
В списке претендентов на “Золотую пальмовую ветвь” восемнадцать картин: кроме “Левиафана”, “Пленница” Атома Эгояна, “Два дня, одна ночь” братьев Дарденн, “Звездная карта” Дэвида Кроненберга, “Облака Зильс-Марии” Оливье Ассаяса, “Слова, прощайте” 83-летнего Жан-Люка Годара, “Зал Джимми” 77-летнего Кена Лоуча, “Мистер Тернер” Майка Ли, “Зимняя спячка” Нури Бильге Джейлана, “Мамочка” Ксавье Долана, “Поиск” Мишеля Хазанавичуса, “Успокой воду” Наоми Кавасе, “Сен-Лоран” Бертрана Бонелло, дебютный “Местный” популярнейшего Томми Ли Джонса с ним самим и Хилари Суонк в главных ролях, “Охотник на лис” Беннетта Миллера, “Дикие истории” Дамиана Шифрона, “Чудо” Элис Рорвахер, “Тимбукту” Абдеррахмана Сиссако. (Возможны и другие переводы названий.)
>Всю эту “звездную карту” предстоит отследить, рассмотреть, оценить жюри под председательством новозеландки Джейн Кэмпион, получившей “золото” Каннского кинофестиваля в 1993-м за “Пианино”. Вместе с ней в ложе жюри окажутся французская актриса Кароль Буке; режиссер, сценарист, продюсер София Коппола (США, “Трудности перевода”, “Мария-Антуанетта”); иранская актриса Лейла Хатами (приз за лучшую женскую роль в фильме “Последний шаг“ Али Мосаффа на МКФ в Карловых Варах); актриса из Южной Кореи Жеон До-Йеон (лауреат Канн за “Тайное сияние”); американский актер Уильям Дефо (порядка восьмидесяти картин, одна из последних – «Отель “Гранд Будапешт”»); актер, режиссер, продюсер из Мексики Гаэль Гарсия Берналь (“Сука-любовь”, “Че Гевара, дневники мотоциклиста”, “Вавилон”); китайский режиссер, сценарист Цзя Джанкэ (приз жюри Канн-2013 за “Прикосновение греха”); датский режиссер, сценарист Николас Виндинг Рефн (приз Канн за режиссуру за “Драйв”).
Среди фильмов конкурсной программы “Особый взгляд” (имена здесь тоже громкие и очень громкие) – режиссерский дебют актера Райана Гослинга “Затерянная река”, “Сумасшедшая любовь” Джессики Хауснер (“Лурд”), “Соль земли” Вима Вендерса и Хулиано Салгадо, “Турист” Рубена Остлунда, “Голубая комната” Матье Амальрика, “Беги” Филиппа Лакоте, “Incompresa” Азии Ардженто. Во главе жюри “Особого взгляда” – аргентинский продюсер, сценарист и режиссер Пабло Траперо. Во главе жюри программы “Синефондасьон” и конкурса короткометражек – иранский сценарист и режиссер Аббас Киаростами. В этом конкурсе – “Последний” Сергея Пикалова (копродукция России и Азербайджана).
А еще традиционные секции “Неделя критики” и “Двухнедельник режиссеров”. Для “Двухнедельника…” дизайнер Мишель Велфрингер на основе фотографии Сесиль Бурбан сделал прелюбопытный постер: человек пытается пролезть в отверстие в стене. Трактовать можно как угодно. То ли скрывается от реальности. То ли в темноте его манит неизведанное. Есть и другие варианты. А вот организаторы “Двухнедельника режиссеров” считают, что фильмы (их в конкурсе девятнадцать) данной программы – “это кинематографическое измерение, которое больше, чем жизнь”. Вне конкурса здесь – четырехсерийный телефильм Бруно Дюмона “Младенец” и отреставрированный ужастик сорокалетней давности “Техасская резня бензопилой” Тоуба Хупера.
В спецпоказе – документальный “Майдан” Сергея Лозницы (без российского участия). Название говорит само за себя. Лозница был в Канне с картинами “Счастье мое” и “В тумане”. Вне конкурса – Чжан Имоу с “Возвращением домой”.
Фильм открытия фестиваля – “Принцесса Монако” французского режиссера Оливье Даана. Грейс Келли играет Николь Кидман, князя Ренье – Тим Рот. “Жизнь в розовом цвете” Оливье Даана – тоже байопик, история Эдит Пиаф.
Снова на набережной Круазетт будет функционировать Российский павильон. А это презентации проектов чисто российских и для копродукций, пресс-конференция Московского Международного кинофестиваля, конференция “Цифровизация аудиовизуальной индустрии: пираты, стартапы и перспективы” и прочие мероприятия.
В 1978 году в качестве художественного директора Каннского МКФ дебютировал Жиль Жакоб. Затем он стал его президентом. 36 лет – не шутка. При Жакобе на фестивале были показаны “Человек из железа” Анджея Вайды – в разгар польской Солидарности, “Жестяной барабан” Фолькера Шлендорфа и “Апокалипсис сегодня” Копполы, “Ностальгия” Андрея Тарковского и “Деньги” Робера Брессона, “Криминальное чтиво” Тарантино и “Молох” Александра Сокурова. Список можно продолжить. Жакоб был инициатором премии для кинематографистов-дебютантов “Золотая камера”, конкурсной секции Канн “Особый взгляд”, программы киношкол мира “Синефондасьон”. На прошлогоднем фестивале он объявил об уходе с президентского поста – 83 года тоже не шутка. 67-й МКФ станет для него последним, но он останется почетным президентом. А новым действующим президентом избран Пьер Лекюр, соучредитель французского телеканала Canal+.
Нынешний фестиваль пройдет под пристальным взглядом Марчелло Мастроянни. Точнее, его Гвидо Ансельми из феллиниевских “8 1/2”. Кадр из этого фильма – на официальном каннском постере. В фильме Мастроянни смотрит на словно летящую, воздушную, светящуюся от счастья героиню Клаудиа Кардинале – смотрит поверх темных очков с удивлением, нежностью, лукавством. Возможно, таков взгляд на нынешний кинематограф.

Алена ДМИТРИЕВА
«Экран и сцена» № 9 за 2014 год.