Трудно быть Гинкасом

Кама ГинкасСложнее всего писать об однокашниках. О тех, с кем прошла молодость. Мне кажется, никогда в ЛГИТМиКе не было такого количества талантов: в 60-е годы в недрах здания на Моховой одновременно учились артисты и режиссеры, которые могли бы образовать не один новый театр. Однако ленинградский климат, атмосфера, насаждаемая обкомовскими бонзами, были суровы. И потому сохранить себя, не сломаться, не продаться, удалось немногим.

Отлично помню гастроли Красноярского ТЮЗа. Кама Гинкас и Гета Яновская предъявили готовый театр с великолепным репертуаром. Помню, каким событием стал «Гамлет» Гинкаса в декорациях Эдуарда Кочергина. Приехавший из Виттенберга Принц обнаруживал, что престол захватил его однокашник Клавдий. Два друга избрали каждый свой путь. Как рассказывала Яновская, «одному казалось, стоит «перешагнуть», и ты сделаешь страну такой, как надо».

Я согласна с Анатолием Смелянским, считавшим, что именно шумный успех тех гастролей закрыл для Гинкаса и Яновской двери ленинградских театров: «Конкуренты никому не были нужны, в том числе и их учителю Товстоногову…»

В 1973-м Кама Гинкас поставил один из лучших своих спектаклей – «Монолог о браке» Эдварда Радзинского в Театре Комедии, которым руководил Вадим Голиков. Артисты появлялись в разных «этажах» сцены, прорывая белую бумажную декорацию Кочергина. И весь спектакль был настоящим прорывом в невиданную театральность: реальный полет Виктора Харитонова на качелях воспринимался как метафора полета фантазии Гинкаса. Но дни Театра Комедии Голикова оказались сочтены.

Через шесть лет Москву покорил моноспектакль «Пушкин и Натали» – начало сотрудничества Гинкаса с Виктором Гвоздицким. Потом были «Пять углов» Сергея Коковкина в филиале Театра имени Моссовета, где Кама дал возможность Нине Дробышевой сыграть роль, созвучную ее судьбе, пронзительный «Вагончик» во МХАТе. И только в конце 80-х у Камы и Геты появился свой театр. Многие из спектаклей, ставших гордостью Московского ТЮЗа, задуманы и сочинены еще в молодости во времена безработицы.

На вопрос, каким образом ему удалось сохраниться, остаться собой? – Гинкас неизменно отвечал: «Я был не один. Рядом была Гета».

Судьба этой пары – прекрасный урок мужества, верности себе и друг другу.

С юбилеем, Кама Миронович!

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена»
№ 9 за 2016 год.