Неисповедимые решения

 • Сцена из спектакля “Cantus Arcticus”. Фото В.ЛУПОВСКОГО
“Золотая Маска” год от года становится все масштабнее, разрастаясь вширь, пополняясь все новыми сопутствующими программами. Что, к сожалению, никак не сказывается на конкурсной афише, которая год от года не становится интересней. Впрочем, в значительной мере это – не проблема фестиваля, а беда современного театрального процесса, во всяком случае, в разделе “балет” и “современный танец”. Тут картина год от года выглядит все более блеклой. Предыдущая “Маска” обнадежила наличием оригинальных постановок. Нынешняя эту тенденцию вроде бы подтвердила, но как-то не очень уверенно. Традиционно в афише было несколько спектаклей-возобновлений. Один из хрестоматийных балетов Уильяма Форсайта “The second detail” (Пермский театр оперы и балета имени П.И.Чайковского), “Concerto DSСH” Алексея Ратманского (Мариинский театр”), “Квартира” Матса Эка (Большой театр), “Бессонница” Иржи Килиана и “Майерлинг“ Кеннета Макмиллана Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Последний из них – качественный, но не более того, спектакль, был включен в афишу, скорее всего, из-за своей масштабности и отличной работы Сергея Полунина, который, надо признать, все, что танцует, танцует хорошо. Тут же возникает другой вопрос. Почему в афишу не попал “Онегин” Джона Кранко, полнометражный двухактный балет, качественно исполненный артистами Большого. А Ольга Смирнова в партии Татьяны вполне могла претендовать на лучшую женскую роль. Особенно если учесть, что конкуренция в этой номинации была довольно слабой. Но это уже вопросы к членам экспертного совета, а не к жюри, которое в настоящем случае проявило жесткость и, в отличие от предыдущих лет, не вручило ни одной “утешительной” “Маски”. Реальных же претенденток на лучшую роль в балете было две: Наталья Осипова – Джульетта (Михайловский театр) и Елена Воробьева, солистка Екатеринбургского театра оперы и балета, в результате и ставшая лауреаткой за партию в балете Вячеслава Самодурова “Вариации Сальери”. И сам спектакль, и его постановщика можно причис-лить к открытиям фестиваля. Бывший солист Мариинки, Голландского балета и Лондонского “Ковент Гарден” вот уже три года как возглавляет екатеринбургскую труппу и за это время довел ее до отличной профессиональной кондиции. В Москву уральцы привезли три спектакля. Два конкурсных и, в качестве изысканного десерта, – “Консерваторию” Августа Бурнонвиля, представляющую особую сложность для российских танцовщиков из-за подводных рифов датской балетной школы, каковые екатеринбургские артисты успешно преодолели. С тем же азартом и умением они станцевали хореографию своего худрука – одноактные “Вариации Сальери” на музыку “26 вариаций на тему испанской фолии” Антонио Сальери (26 эффектных антре и мини-зарисовок для четырех пар солистов и кордебалета) и “Cantus Arcticus” на музыку финского композитора Эйноюхани Раутаваары. Опус Антонио Сальери, по собственному признанию Самодурова, привлек его тем, что “это – настоящая придворная музыка, величественная, помпезная и… бессмысленная”. Своим соображениям на этот счет балетмейстер нашел убедительное хореографическое воплощение, словно проиллюстрировав излюбленное выражение Наполеона: “От возвышенного до смешного всего один шаг”. Танцовщики весело и со вкусом балансируют на грани серьезного танца и пародии, глубокой сосредоточенности и легкого юмора, красивого и несуразного, классики и иронического к ней комментария. Но постепенно характер танца меняется: ерничество и шутка отступают на второй план, движения теряют карикатурность, и спектакль выплывает в незамутненное пространство свободного танца. Легкая и изящная Елена Воробьева станцевала свою партию с прекрасным техническим блеском и завидным юмором. “Вариации” удостоились и еще двух “Масок” – “лучший спектакль в балете” и “лучший хореограф”. На этом “маскопад”, обрушившийся на екатеринбуржцев, не закончился. И хотя второй постановке Самодурова повезло меньше, “Cantus Arcticus” все же попал в число лауреатов. За этот (также яркий, выразительный и своеобразный) балет награду получил Павел Клиничев в номинации “лучший дирижер в балете”. Так что екатеринбуржцы увезли домой аж четыре “Маски” из разряда главных, что абсолютно мотивировано. В спектаклях екатеринбургского театра сошлось многое. Рождающийся на наших глазах отечественный хореограф (это третье выдвижение Самодурова на “Маску”), которого мы могли наблюдать в динамике, выросшая труппа и живые современные спектакли, исполненные артистами с нескрываемым удовольствием и почти спортивной отвагой..
Территория конкуренции в балете всегда столь противоречиво неоднородна, что жюри зачастую должно выбирать из мало-сравнимого. На одной чаше весов оказываются спектакли классиков и начинающих хореографов, балеты большого стиля и, по сути, танцевальные миниатюры. По каким критериям судить столь разные произведения и партии? И чем должно руководствоваться жюри, делая окончательный выбор? Где критерии? Их – нет, да и, скорее всего, быть не может. Ведь в разделе “балет/современный танец” в “одну телегу” оказываются впряженными “конь и трепетная лань”. Отсюда – всяческие несообразности и несуразности. В этом году неожиданным выглядело присуждение премии в номинации “лучшая мужская роль” одному из авторов и исполнителей спектакля современного танца “Пассажир” Владимиру Варнаве, несмотря на свою молодость, уже успевшему удостоиться “Маски” за роль Меркуцио в балете Карельского музыкального театра “Ромео и Джульетта”. Его дебют как хореографа состоялся лишь три года назад, но он уже успел стать заметной фигурой в мире современного танца. Ставил номера для солиста Мариинки Игоря Колба и для прима-балерины Большого театра Светланы Захаровой, участвовал в престижном фестивале современной хореографии “Context. Диана Вишнева”. Его “Пассажир” – вольная интерпретация романа Амели Нотомб “Косметика врага”, где человек в аэропорту сталкивается с назойливым собеседником, оказывающимся голосом его совести, его альтер эго. Постановку Варнавы сложно назвать в чистом виде танцевальной. С помощью режиссера Максима Диденко он подробно рассказал очень внятную (пожалуй, даже чересчур) для такого инфернального сюжета историю, в которой кроме гротескной, вкрадчиво-вертлявой и иезуитски-коварной пластики мелкого беса, других хореографических находок, пожалуй, нет. Герой Варнавы предстает в спектакле отвратительным существом, не каким-то там недотыкомкой, но наглым, опасным врагом, вполне откровенным в своем вероломстве. В общем, это яркая работа, но никак не объясняющая, каким образом Варнаве удалось обойти Сергея Полунина, прекрасно станцевавшего и блистательно сыгравшего роль Кронпринца Рудольфа (“Майерлинг“), или Леонида Сарафанова – Ромео (Михайловский театр). Масштаб этих работ и бесенка из “Пассажира” несопоставим..
Да и вообще, соотношение между работами, представленными в разделах “балет” и “современный танец”, непропорциональное, и, естественно, перевешивает та чаша весов, где – Иржи Килиан, Начо Дуато, Уильям Форсайт и другие титаны хореографии нашего времени.
Обычно за “Маску” в пространстве contemporary dance сражаются две первых леди отечественного современного танца – Татьяна Баганова и Ольга Пона. К ним в разные годы присоединяются одни и те же люди и труппы, как то: ветеран движения Саша Пепеляев, “Каннон Данс”, а также “Диалог Данс” и “Эсцентрик балет Сергея Смирнова” (в нынешнем фестивале не представленные) и еще несколько от сезона к сезону совершающих рокировку компаний. Встречаются и новые лица, в частности, зарубежные хореографы. Современный танец открыт для совместных проектов, благодаря которым зачастую и выживает. В этом году Европу представляли: Патрик Де Бана и Саша Вальц, поставившие “Весну священную” соответственно в Новосибирском театре оперы и балета и Мариинке, а также Режис Обадиа, в свое время принесший своей “Весной священной” “Маску” переживающему сегодня ренессанс балету “Москва”. В год столетия балета Стравинского-Нижинского “Весен священных” было более чем достаточно. В Большом театре прошлой весной даже прошел фестиваль, посвященный этому знаковому для мировой хореографии произведению. Его должен был открывать спектакль Большого театра в постановке англичанина Уэйна МакГрегора, из-за ситуации с Сергеем Филиным отказавшегося приехать в Россию (кстати, в нынешней “Маске” он и его компания “Random Dance” принимали участие в программе “Контекст” со спектаклем “Atomos”). И тогда первую сцену России выручила Баганова, в спринтерские сроки поставившая на музыку Стравинского спектакль, в котором на сцену вышли артисты Большого и “Провинциальных танцев”. Спектакль, темой коего стали поиски воды в неком неживом пространстве, к сожалению, на премьере не прозвучал. Но, зная творчество Багановой, можно было предположить, что у постановки есть перспективы роста. То ли так и произошло, то ли жюри оценило профессиональный подвиг Багановой, но именно “Весна священная” Большого театра завоевала “Маску” как “лучший спектакль современного танца”, а Александр Шишкин за эту постановку удостоился победы в номинации “лучший художник в балете”. В общем, “Весна” Большого решительно обошла другие, хоть и не безусловные, но яркие постановки. В частности, “Тристан и Изольда. Фрагменты” Режиса Обадиа и “Весну священную” Саши Вальц. Решения жюри – неисповедимы.

Алла МИХАЛЁВА
«Экран и сцена» № 9 за 2014 год.