Рабочий юбилей

3-2_4Снова по весне Госфильмофонд проводит фестиваль архивного кино “Белые Столбы”. Фестиваль необычных находок, неожиданных открытий, старого, но порой совсем не состарившегося кино. Ему, фестивалю, двадцать лет. Юбилей юбилеем, однако неделя (29 фев-раля – 5 марта) предстоит вполне рабочая. График просмотров плотнее некуда. Фильмы с утра до ночи.

И в этот раз научные сотрудники Госфильмофонда программу сложили весьма насыщенную. Кроме материалов из собственной коллекции, покажут работы из собраний Музея современного искусства (Нью-Йорк), Австрийского киноархива в Вене, Джордж Истмен Хаус (Рочестер, США), Красногорского архива кинофотодокументов.

Главная тема нынешних “Белых Столбов” – “Кино про кино”. Здесь “Кинооператор” 1928 года Эдварда Седжвика с Бастером Китоном; “Молчание – золото” 1947-го Рене Клера; “Ад раскрылся” 1941-го Х.С.Поттера. Пародия на немое кино “Взорванные дни” 1930-го Александра Соловьева, американский пародийный “Господи Боже мой, или Как не надо снимать кино” 1916-го с актрисой Кларой Кимбел-Янг.

В рубрике “Геловани до Сталина” – незнакомые широкому зрителю работы Михаила Геловани, актерские и режиссерские, до “сталинского” периода. Например, комедии “До скорого свидания” (1934), “Молодость побеждает” (1928), “Настоящий кавказец” (1931). Напомним, что известность к Геловани пришла с ролью отца всех народов. Актер сыграл его в двадцати фильмах.

Будут студенческие короткометражки 20-х – 80-х годов, виденные разве что киноведами; дебюты Николая Губенко, Элема Климова, Бориса Фрумина, Михаила Кобахидзе (возможно, кто-то помнит его блистательную “Свадьбу” и “Двое” с Викой Федоровой); учебная картина Динары Асановой “На полустанке”; “Тихий Дон” (1952) – фрагменты романа, поставленные учениками мастерской Сергея Герасимова еще до его собственной экранизации романа. Единственная режиссерская работа Юрия Клепикова “Преодоление” (1967) – Юрия Клепикова, автора сценариев фильмов “История Аси Клячиной…”, “Мама вышла замуж”, “Не болит голова у дятла”, “Пацаны”.

Среди архивных находок – американские короткометражки с Гарольдом Ллойдом, Монти Бенксом, Бэби Пегги и Оливером Харди. Считались утраченными. Обнаружены в Госфильмофонде.

В неигровой программе – отечественные фильмы 20-х–40-х годов; киноматериал “Памяти С.М.Эйзенштейна”, который представит Наум Клейман.

И это не все. Так что стоит ехать в “Белые Столбы”.

Алена ДМИТРИЕВА
«Экран и сцена»
№ 4 за 2016 год.