Июнь. «Октябрь»

2-3-136-й Московский Международный

19-28 июня. Снова встречи-проводы, очереди за билетами, сплетни, слухи, еда на ходу, бег от пресс-центра на Поварской до кинотеатра «Октябрь», не миновать еще и Дом кино, где покажут новое российское кино и пройдут круглые столы, не миновать и Центра документального кино на Зубовском бульваре, интервью, пресс-конференций. Фильмы – в обязательном порядке.

Основной конкурс, конкурс документального кино. Ретроспектива Кшиштофа Занусси – к 75-летию режиссера. Программа «Русский след» – мы их глазами (например, на прошлом ММКФ Джон Малкович в «Сибирском воспитании» показал нам криминального авторитета деда Кузю). Программа жанрового кино, сделанного в Китае. Программа «Европа плюс Европа» – фильмы о новых реалиях старого Света. Программа «Небо над Берлином» (название позаимствовано у Вима Вендерса) – кино так называемой «берлинской школы». Программы «Фильмы, которых здесь не было», «Дикие ночи», «Ателье», «Божественная эйфория». Программа документального кино «Свободная мысль» – здесь ожидаются «Храмы культуры» (среди режиссеров Вим Вендерс, Роберт Редфорд, Майкл Мэдсен), «Книга» Виталия Манского, «Смерть рабочего» Михаэля Главоггера, «Посетители» Годфри Реджио и приезд самого великого Реджио.

Отдельной строкой – программа под названием «На первом ряду», посвященная памяти ушедшего в прошлом году Владимира Юрьевича Дмитриева, «госфильмофондовца», человека кино, и составленная из его любимых картин. «Его познания в кино были не только знаниями самими по себе, они были сращены с настоящей страстью исследователя, с поэтическим чувством толкователя, с темпераментом художника. Поэтому Владимир Юрьевич был истинным Автором кино в самом высоком смысле слова. Он как-то признался, что всегда смотрит фильмы на первом ряду, чтобы между ним и Годаром, Уэллсом, Тарантино, Тарковским, Михалковым, Муратовой не было посредников. Он и разговаривал с ними на равных…»

На открытие 36-го ММКФ нам перепала из нынешних Канн неигровая «Красная армия» Гейба Польски – о хоккее и политике. На набережной Круазетт ее представлял один из героев фильма и тех событий Вячеслав Фетисов.

Для закрытия не пожалели «Планеты обезьян. Революция» Мэтта Ривза, режиссера в Штатах не из первых, сделавшего «Монстро» и «Впусти меня» – если эти названия вам о чем-то говорят.

ЖЮРИ ОСНОВНОГО КОНКУРСА

Глеб ПАНФИЛОВ, режиссер (председатель)

Избранная фильмография:

«В огне брода нет» (1967)

«Начало» (1970)

«Прошу слова» (1975)

«Тема» (1979)

«Валентина» (1981)

«Васса» (1983)

«Мать» (1990)

«Романовы. Венценосная семья» (2000)

«В круге первом» (2005)

Абдерахман СИССАКО, режиссер, Мавритания

Родился в Мавритании, учился режиссуре в Москве, живет в Париже. Короткометражка (дипломная работа во ВГИКе) «Игра» была показана в каннской «Неделе критики» (1991); полнометражный дебют – «Жизнь на Земле»; «В ожидании счастья» – каннская программа «Особый взгляд», приз ФИПРЕССИ (2002). «Тимбукту» участвовал в основном конкурсе Канн-2014. Эту гуманистическую и экзотическую картину покажут в рамках 36-го ММКФ.

Франциска ПЕТРИ, актриса, Германия

Главная роль в фильме Кирилла Серебренникова «Измена» принесла ей награды на таллиннском кинофестивале «Темные ночи» и на МКФ в Абу-Даби.

Леван КОГУАШВИЛИ, режиссер, Грузия

Выпускник мастерской Марлена Хуциева во ВГИКе; кинофакультета Нью-Йоркского университета. Дебют в игровом кино – «Прогульщики»; сценарий (Леван Когуашвили, Борис Фрумин, Николоз Марр) удостоен награды Национального киноцентра Грузии, а сам фильм получил главный приз кинофестиваля GoEast в Висбадене. Премьера «Свиданий вслепую» состоялась на МКФ в Торонто в 2013 году; на МКФ в Карловых Варах за «Свидания вслепую» Леван Когуашвили назван лучшим режиссером.

Лоран ДАНИЛУ, продюсер, Франция

С 1988-го по 1993-й – атташе по вопросам культуры Посольства Франции в Москве. Среди его продюсерских проектов – «Тройной агент» Эрика Ромера, анимационная лента «Принцесса солнца» Филиппа Леклерка, «Александра» Александра Сокурова, «Месяц в деревне» Веры Глаголевой.• Агния Кузнецова  в фильме "Да и да"

ЖЮРИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КОНКУРСА «СВОБОДНАЯ МЫСЛЬ»

Шон МАКАЛЛИСТЕР, режиссер, Великобритания

Амир ЛАБАКИ, критик, Бразилия

Алина РУДНИЦКАЯ, режиссер, Россия

Автор документальных фильмов «Совместное проживание», «Тату в Поднебесной», «Как стать стервой», «Я забуду этот день», «Кровь». Лауреат международных фестивалей неигрового кино, Национальных премий «Лавровая ветвь» и «Белый слон».

ОСНОВНОЙ КОНКУРС

«БЕТИ И АМАР», режиссер Энди Зиге (Румыния/США/Испания/Канада/Германия/Эфиопия)

«ПРИБЕЖИЩЕ», режиссер Амикам Ковнер (Израиль)

«СТРАНА МЕЧТЫ», режиссер Петра Фольпе (Германия/Швейцария)

«СВЕТ ОЧЕЙ МОИХ», режиссеры Хакки Куртулуш, Мелик Сарачоглу (Турция)

«ХАРДКОР ДИСКО», режиссер Кшиштоф Сконечный (Польша)

«БРАТЬЯ. ПОСЛЕДНЯЯ ИСПОВЕДЬ», режиссер Виктория Трофименко (Украина)

«МОЙ МУЖЧИНА», режиссер Кадзуеси Кумакири (Япония)

«СЕНТИМЕНТАЛИСТЫ», режиссер Николас Триандафиллидис (Греция)

«НЕСПЕЛЫЕ ГРАНАТЫ», режиссер Маджид-Реза Мостафави (Иран)

«РЕПОРТЕР», режиссер Тайс Глогер (Нидерланды)

«ИЗ ПОРОДЫ ПЕРНАТЫХ», режиссер Син Енсик (Южная Корея)

«ВСЕ ВКЛЮЧЕНО», режиссер Дорис Дерри (Германия)

«КРУГОВЕРТЬ», режиссер Марк Фитусси (Франция)

«САМЫЙ ОПАСНЫЙ ЧЕЛОВЕК», режиссер Антон Корбейн (Великобритания/США/Германия)

От России две картины: этно-фильм «БЕЛЫЙ ЯГЕЛЬ» Владимира Тумаева -экранизация повести ненецкой писательницы Анны Неркаги о несбывшейся любви, ожидании, надежде; мелодрама «ДА И ДА» Валерии Гай Германики тоже о любви – художника (Александр Горчилин) и учительницы (Агния Кузнецова).

Восемь картин отобрано в документальный конкурс, среди них – «КАРДИОПОЛИТИКА» Светланы Стрельниковой о пермском кардиохирурге Сергее Суханове; в 2011-м он неожиданно получил «кремлевское» предложение – возглавить предвыборный штаб Путина.

Елена УВАРОВА
«Экран и сцена» № 12 за 2014 год.