Победа авторского кино?

originalПРИЗЕРЫ 67-ГО КАННСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

ОСНОВНОЙ КОНКУРС

“Золотая пальмовая ветвь” – “ЗИМНЯЯ СПЯЧКА”, режиссер Нури Бильге Джейлан.

Гран-при – “ЧУДЕСА”, режиссер Аличе Рорвахер.

Лучший режиссер – БЕННЕТ МИЛЛЕР, “Охотник на лис”.

Лучший сценарий – АНДРЕЙ ЗВЯГИНЦЕВ, ОЛЕГ НЕГИН, “Левиафан”.

Приз жюри – “МАМОЧКА”, режиссер Ксавье Долан; “ПРОЩАЙТЕ, СЛОВА”, режиссер Жан-Люк Годар.

Лучшая актриса – ДЖУЛИАННА МУР (“Звездная карта”, режиссер Дэвид Кроненберг).

Лучший актер – ТИМОТИ СПОЛЛ (“Уильям Тернер”, режиссер Майк Ли).

Приз ФИПРЕССИ – “ЗИМНЯЯ СПЯЧКА”.

ПРОГРАММА “ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД”

Главный приз – “БЕЛЫЙ БОГ”, режиссер Корнел Мундруцу.

Приз жюри – “ТУРИСТ”, режиссер Рубен Остлунд.

Специальный приз – “СОЛЬ ЗЕМЛИ”, режиссеры Вим Вендерс, Джулиано Рибейро Сальгадо.

Лучший актер – ДЭВИД ГАЛПИЛИЛ, “Страна Чарли”, режиссер Рольф де Хир.

Приз режиссерскому ансамблю – Мари АМАШУКЕЛИ, Клер БУРГЕР, Сэмюэл ТЕЙС (фильм “Тусовщица”).

Приз ФИПРЕССИ – “ХАУХА”, режиссер Лисандро Алонсо.

“Золотая камера” за лучший дебют – фильму “ТУСОВЩИЦА”.
Гран-при и премия “Откровение” программы “Неделя критики” – “ПЛЕМЯ”, режиссер Мирослав Слабошпицкий.

67-й Каннский кинофестиваль был последним фестивалем под президентством Жиля Жакоба. Ему 83. Он оставляет свой пост. Оставляет многое из того, что было им сынициировано: премия для кинематографистов-дебютантов “Золотая камера”, программы “Особый взгляд” и “Синефондасьон”. А еще он поддерживал авторское кино, и нынешний лауреат “Золотой пальмовой ветви” Нури Бильге Джейлан – из его открытий.

Со следующего года смотр на Лазурном берегу возглавит телевизионный продюсер и журналист Пьер Лекюр. Но в нынешнем мае Жакоб стоял как обычно на вершине знаменитой каннской лестницы и приветствовал гостей – членов жюри и съемочные группы. И невольно оказался в центре весьма шумной истории – в сердечном порыве его поцеловала в щеку иранская актриса Лейла Хатами. Согласно законам шариата, женщина не может касаться мужчины, если он не член ее семьи. Хатами, игравшая в “оскароносном” фильме Асгара Фархади “Развод Надера и Симин”, публично принесла извинения за поцелуй, который на родине мог бы принести ей кучу неприятностей. Это в лучшем случае. • Кадр из фильма “Зимняя спячка”

Церемония открытия также вызвала неоднозначные отклики. Связаны они были с показом фильма Оливье Даана о Грейс Келли – “Принцесса Монако”. Свое недовольство выразили члены правящей княжеской семьи Монако, по их мнению, в картине есть исторические неточности. Однако Николь Кидман, сыгравшая принцессу Грейс, работой осталась довольна: “Мы снимали не биографический фильм, а художественный”.

Реакция на “Принцессу…” в чем-то напомнила реакцию британцев на фильм Оливера Хиршбигеля о принцессе Диане (“Диана: История любви”), не собравшего ожидаемую кассу. Может, все-таки стоило бы оставить в стороне от кинобизнеса такие трагические судьбы. Это дело весьма рискованное. Однако режиссер Оливье Даан счел эмоциональную реакцию семьи слишком преувеличенной.

Жюри возглавляла режиссер Джейн Кемпион, получившая “золото” Канн-1993 за “Пианино”. В него вошли актрисы Кароль Буке (Франция), Лейла Хатами (Иран) и Чон До Ен (Южная Корея), режиссеры София Коппола (США), Цзя Чжанкэ (Китай) и Николас Виндинг Рефн (Дания), американский актер Уиллем Дефо, актер, режиссер Гаэль Гарсиа Берналь (Мексика).

Нынешний фестиваль меньше внимания обратил на звезд и на наличие голливудских премьер, а больше на работы мастеров в конкурсной программе. Она состояла из восемнадцати фильмов, сделанных, в основном, режиссерами с солидной репутацией. Среди них – 83-летний Жан-Люк Годар. Его картина “Прощайте, слова”, снятая в 3D, – своего рода манифест. Муж и жена перестали понимать друг друга и разговаривать. Ставших чужими людей связывает лишь собака, существо бессловесное. Только она может помочь им слушать, слышать, быть услышанными.

Фестиваль сократили на один день в связи с выборами в Европарламент, которые в большинстве европейских стран состоялись в воскресенье, 25 мая. Потому церемонию закрытия Канн-2014 перенесли на 24 мая.

В основном конкурсе социальная тема была определяющей во многих фильмах. В “Пленнице” Атом Эгоян, фаворит Канн, его многократный призер, затрагивает тему педофилии. Действие происходит в Канаде осенью-зимой, когда пейзаж удивительно красив. И в этом сказочном месте исчезает девятилетняя Кассандра. Ее выкрадывают из автомобиля, когда отец заходит в магазинчик.

• Кадр из фильма “Левиафан”Несколько лет девочку держит в плену маньяк. Несколько лет, не теряя надежды, родители пытаются разыскать дочь. К расследованию подключаются детективы. Эгоян наслаивает события и смыслы, раскручивает историю в жанре криминальной драмы, триллера. Здесь долгие поиски, и, соответственно, хитросплетения работы полицейских, и страдания родителей, и нарастающий между ними разлад, и взросление самой девочки, и одиночество. И разбросанные по фильму метафоры.

В “Диких историях” аргентинца Дамиана Шифрона (среди продюсеров – братья Альмодовары, Педро и Агустин) “дикие истории” связывают черный юмор и неожиданные повороты сюжета. Первая новелла – о группе людей, которые летят одним рейсом и вдруг обнаруживают, что их объединяет знакомство с одним и тем же человеком и что именно они причастны к его профессиональному и личному провалу. Ситуация доходит до абсурдного финала…

И другие истории не разочаровывают. В них предлагается четкий диагноз социальных проблем и радикальные (и смешные) решения. Картина блещет остроумием, разнообразием характеров, иронией. Вызывает смех. А смеялись мы на фестивальных фильмах не так уж часто…

“Звездная карта” Дэвида Кроненберга – отрезвляющий взгляд на Голливуд, на зацикленность звездного города и его обитателей на себе.

Психотерапевт, сделавший себе имя на лечении звезд и ставший жертвой звездной болезни, прячет очень уж большой “скелет в шкафу” – женат на собственной сестре (правда, когда они поженились, не знали, что родня). Дети инцеста – Агата (Миа Васиковска) и Бенджи (Эван Берд). Бенджи – мальчик-кинозвезда-наркоман со склонностью к насилию. Агата, узнав правду о своих родителях, сжигает семейный дом и проводит несколько лет в психушке. А еще есть папина пациентка, актриса (эта роль принесла Джулианне Мур награду в Канне), дочь бывшей голливудской примы, болезненно поглощенная ее судьбой и своей карьерой. Вот такой набор персонажей. Вот такая “звездная карта”.

Жан-Пьер и Люк Дарденны (обладатели двух “Золотых ветвей” Канн, и, казалось, третья была на подходе) представили “Два дня, одну ночь”. Превосходный фильм, без всякого насилия, сосредоточенный исключительно на тонких человеческих отношениях. В нем каждый оказывается перед проблемой выбора и каждый проходит проверку на прочность.

Сандра – жена и мать двух детей. Она может потерять работу на фабрике, если сослуживцы не откажутся от премии. Если откажутся – сохранит свое место. Вот такая сложная и одновременно простая ситуация. Как часто нам приходится решать с кем мы, на чьей стороне. Приходится решать этические вопросы.

В конечном счете, победит гражданская смелость Сандры (ее замечательно играет Марион Котийяр, известная, прежде всего, по роли Эдит Пиаф; актриса вполне могла бы получить приз за лучшую женскую роль) и поддерживающих ее коллег. И в финале именно она может защитить тех, кто слабее и ранимее. Финал этой истории – обнадеживающий: моральные и гражданские ценности в обществе можно защитить. Если ты человек совестливый…

“Мамочка” 25-летнего Ксавье Долана (это его пятая картина и первое участие в конкурсе Канн) – о подростке, страдающем от СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности), и его маме (Энни Дорваль). Сын, склонный к насилию, провел некоторое время в закрытом учреждении, и мама пытается заняться его воспитанием дома. Она окружает его любовью, но управлять им не в состоянии. Она любит его, но не может спасти, и вынуждена снова отдать в интернат.

Мощная работа актрисы Энни Дорваль. Ее героиня существует в пространстве любви-нелюбви, терпения, страха, одиночества. • Кадр из фильма “Уильям Тернер”

“Белый бог“ Корнела Мундруцу участвовал не в основном конкурсе, а в программе “Особый взгляд”, и взял главный приз. “Белый бог“ тоже социальная драма с сильной политической отсылкой к нынешней ситуации в Венгрии (можно брать и шире).

Отец в связи с отъездом жены в Австралию вынужден взять к себе дочку. И ее собаку. Но собаку невзлюбили ни соседи, ни отец, и он оставляет ее на обочине (дороги, улицы, жизни – читайте, как хотите, одним словом, на обочине). Пока девочка ищет своего любимца, с ним чего только ни происходит. В конце концов, из него делают бойцовского пса, и он вливается в агрессивную стаю, бегающую по будапештским улицам.

Для Мундруцу собаки – аллегория. Инакомыслия. Визуальная аллегория – в мощных кадрах, когда бездомные собаки нападают на людей, мстят тем, кто причинил им вред. Только любовь девочки к ее питомцу способна положить конец жуткой “собачьей войне”.

Стильный и элегантный “Артист” Мишеля Хазанавичуса о Голливуде 20-х годов взял пять “Оскаров” в 2012 году. В связи с новой картиной “Поиск” режиссер имел возможность работать с большим бюджетом и проявил большие амбиции.

“Поиск” – совсем уж вольный ремейк одноименной картины Фреда Циннемана 1948 года – конец Второй мировой, американский солдат спасает чешского мальчика, чьи родители были убиты нацистами. Хазанавичус в Грузии снимал о событиях 1999-го в Чечне, о чеченских детях, которые были оторваны войной от своих семей. Международные организации, занимающиеся вопросами беженцев, оказываются беспомощны. Их требования не хотят слышать. Беренис Бежо играет представительницу евросообщества, которая готова усыновить мальчика-беженца. Его семью, по версии Хазанавичуса, расстреляли российские солдаты.

Циннеман знал, о чем снимал свой “Поиск”. Хазанавичус, похоже, запутался в показаниях. Чтобы осознать, что же произошло тогда, в том краю, на той войне, второй чеченской – случайного, беглого, поверхностного взгляда недостаточно.

“Левиафан” – неожиданный фильм для Андрея Звягинцева, поскольку режиссер не раз утверждал, что эстетические и философские ценности для него важнее социальных и политических проблем. В его “Елене” на первом плане тоже социальная реальность, но в “Левиафане” Звягинцев пошел дальше. Развил ее и укрупнил.

У главного героя Коли – имущественный конфликт с мэром, конечно же, коррупционером. Для улаживания конфликта приезжает друг Коли, московский адвокат. Но благие намерения, как известно…

А еще есть продажный батюшка, опекаемый криминалитетом, который желает возвести храм на месте дома главного героя. А еще предательство жены – неожиданно вспыхнувшая страсть к адвокату. А еще здесь пьют беспредельно и за руль в таком виде садятся; матерятся до потери сознания; стреляют по бутылкам и портретам былых вождей; дают и берут взятки. Словом, создается имидж России в “лучших проявлениях”. Это тот имидж, который, судя по всему, власть не хотела бы видеть на экране.

Для съемок Звягинцев выбрал суровой красоты место на берегу Баренцева моря, которое они с оператором Михаилом Кричманом жадно эксплуатируют – особенно в начале и в конце фильма. И пейзаж превращается в штамп.

Еще один штамп: русский    человек всегда жертва, сокрушенная и разрушенная властью – церковной ли, административной или какой-либо еще.

Фильм этот подпал под новый закон об использовании нецензурной брани в СМИ, на телевидении, в кино. Использование мата в “Левиафане” подчеркивает потерю языка как средства коммуникации. Правда, данный прием уже столько раз применялся, что кажется устаревшим. Ругань, заменяющая слово, – основа Новой Драмы и документального театра.

Олег Негин и Андрей Звягинцев получил приз 67-го Каннского кинофестиваля за сценарий. Однако сценарная награда не простирается на режиссуру, на операторскую работу или на актерскую игру – те области, где проявляется рука художника-режиссера. Да, сценарий – основа, но не все.

“Левиафан” – разочарование для тех, кто доверял Звягинцеву, когда он заявил себя как художник и дистанцировался от политики и даже от повседневности. А если говорить об отношении человека и власти, человеческой беспомощности перед лицом несправедливого правителя, то Михаэль Колхаас, каким его создал Мадс Миккельсен в одноименном фильме Арно де Пальера 2013 года, посильнее, чем Владимир Вдовиченков, Алексей Серебряков и Роман Мадянов взятые вместе.

Еще одно направление – биографические фильмы, исторические темы. “Уильям Тернер” Майка Ли исследует жизнь знаменитого британского живописца в контексте его личной жизни. Поездки, которые он совершает, и впечатления, которые он набирает, схвачены камерой (оператор Дик Поуп) и запечатлены на холсте, который, в свою очередь, становится объектом для камеры. Актерская работа Тимоти Сполла, получившего награду как лучший актер, – действительно выдающаяся.
       

• Кадр из фильма “Чудеса”“Охотник на лис” Беннетта Миллера сначала кажется каким-то плоским, (особенно если сравнивать его с дебютом режиссера “Капоте” с Филипом Сеймуром Хоффманом в заглавной роли). Однако биография борцов братьев Шульц, принятых в команду миллионера Джона Дюпона, – история захватывающая, в ней детские травмы и комплексы одного из самых богатых людей Америки играют большую роль. Отношения между Дюпоном и братьями развиваются на уровне щедрого отца и благодарных сыновей, но они не только находят отца – они его теряют…

Миллер проявил свой талант, в том числе, и в работе с актерами, и в создании мощных визуальных образов. В ролях братьев Шульц – Марк Руффало и Ченнинг Татум.

        

Самый красочный, самый гламурный биопик из байопиков, показанных в Канне, – “Сен-Лоран” Бертрана Бонелло с Гаспаром Ульелем в заглавной роли (кстати, это второй за полгода фильм о знаменитом кутюрье). Потому что речь идет о короле моды, и без демонстрации его коллекций не обойтись. Но это не в чистом виде кинобиография, действие здесь не всегда разворачивается в хронологической последовательности, акцент сделан на отдельных моментах. Бонелло рассматривает гомосексуализм и образ жизни своего героя как источник творческого импульса. А вот его верный друг, спутник жизни Пьер Берже (вместе с Сен-Лораном основавший модный дом “Yves Saint Laurent”) – гарант стабильности.

        

Еще и Кен Лоуч представил байопик – “Зал Джимми”, биографический фильм об ирландском коммунистическом лидере Джимми Гралтона (Барри Вард), который возвратился в Ирландию в 1932 году, после того как провел десять лет в Соединенных Штатах. При поддержке местных жителей он восстанавливает в деревне зал для танцев и творческих встреч. “Зал Джимми” должен стать символическим центром свободомыслия. Но в оппозиции оказывается местный католический священник, отец Шеридан. Столкновение неизбежно…

Похоже, режиссеры выбирают жанр байопика, чтобы избежать современных тем. Но выбор персонажей не случайный – они жертвуют личной жизнью, карьерой ради идей. Разве это не актуально и сегодня?

В конкурс вошло несколько авторских фильмов, если под авторским кино мы подразумеваем поиски кинематографического языка.

“Недвижная водная гладь” (“Тихая вода”) Наоми Кавасе, тоже любимицы Канн – поэтичная картина об опыте взросления на фоне природы, традиций, ритуалов. Мальчик и девочка постигают жизнь. И многое из того, что входит в это понятие.

В кинематографической среде об Аличе Рорвахер заговорили сразу же после показа ее дебютной работы “Небесное тело” в каннском “Двухнедельнике режиссеров” в 2011 году. В этот раз в основной конкурс взяли ее второй фильм, “Чудеса”. Пронзительный взгляд на жизнь семьи. Истоки этой трагикомедии – в классическом итальянском кино.

Пчелиная ферма в медовом краю. Отец в строгости воспитывает дочерей. А девочкам хочется чудес. Попробуйте пересказать течение жизни; описать, как шумит водопад, искрится озеро. И что это значит – ощущение чуда…

В роли матери – Альба Рорвахер, сестра режиссера. Итальянская звезда Моника Беллуччи появляется в роли ведущей реалити-шоу.

Нури Бильге Джейлан показал “Зимнюю спячку”. Она идет три часа двадцать минут. Казалось бы, трудно выдержать. Но… В фильме потрясающе снятые кадры, прекрасные актерские работы, невероятно любопытный сценарий, как обычно написанный Джейланом вместе с женой Эбру Сейлан.

Джейлан постепенно поднимался верх по Каннской лестнице. Он получил Гран-при за “Отчуждение” (2004), приз ФИПРЕССИ за “Времена года” (2006), приз за лучшую режиссуру за “Три обезьяны” (2008), Гран-при за “Однажды в Анатолии” (2011). С “Зимней спячкой” режиссер взлетел на самую вершину.

…Отель в горах. Снежное безмолвье. Место отдаленное. Хозяин отеля – бывший актер, пишет статьи о культуре. Это придает смысл его жизни. А вот отношения с женой и с сестрой разваливаются. Более того, он превращается в тирана.

… Отель в горах. Снежное безмолвье. И разговоры, разговоры, разговоры. Как бы ни о чем, как бы обо всем. Так хорошо известные по русским романам.

Здесь вариации на тему русской классики. Здесь и чеховские мотивы, и от-

сылки к Достоевскому. Глубина и многослойность. Сарказм, меланхолия, ирония, абсурд.

Есть сцена, когда герой хочет ехать поездом в Стамбул. На улице – метель, и он едва ли доберется до станции. Поезд может прибыть, а может, и нет – ведь идет снег. Поезд может опоздать, но насколько – неизвестно. На горизонте нет никакого поезда. Как в “Вишневом саде”, где персонажи все время боятся опоздать на поезд.

Есть сцена, когда один из персонажей бросает в огонь деньги – слишком горд, чтобы принять их. Прямая перекличка с Федором Михайловичем. В другой сцене герой попытается приручить дикую лошадь. Лошадь уже поймана, но срывается в воду, и ее почти безжизненную выдернут на веревке – образ, напоминающий сон Раскольникова с убийством лошади.

Словом, почти три с половиной часа размышлений, рассуждений и много снега.

Кроме конкурсного “Левиафана” Андрея Звягинцева, российских фильмов в официальной программе Канн не было. Отечественное кинопроизводство направлено в сторону кассовых фильмов, а развитие киноязыка – на обочине. О последствиях мало кто заботится.

Казахское кино было представлено картиной Адилхана Ержанова “Хозяева” (не в конкурсе, а в Специальном показе). Это в некоторой степени продолжение его же “Строителей”; режиссер развивает дальше историю про двух братьев и сестру в поисках своего домашнего очага. Есть дом в отдаленном ауле, завещанный матерью, но, чтобы получить его, придется выяснять отношения с местной мафией.

“Hollywood Reporter” написал, что в этом фильме встретились Кафка и Каурисмяки и что это одно из открытий фестиваля.

Важным событием в Канне стал показ документального фильма Сергея Лозницы “Майдан”, снятого в ноябре 2013-го и в январе-феврале 2014-го. Режиссер использует почти статичную камеру, чтобы показать противостояние в центре Киева. Здесь не отдельные участники событий, а участники, объединенные в некое сообщество. Массы, поющие украинский гимн; шумная толпа, готовая сопротивляться полицейским. В финале Лозница показывает похороны жертв сопротивления. “Майдан” – не просто репортаж с места событий, снятый с завидной оперативностью, это художественное осмысление произошедшего, подлинность и правдивость.

Российский стенд на каннском кинорынке – место встречи дистрибьютеров. Компания Роскино (в Канне отметили ее 90-летие, а начиналось все как Совкино, затем структура называлась Совэкспортфильм) организовала представление проектов, которое вел редактор Screen International Венди Митчелл. Большинство – коммерческие фильмы. Продолжил свою работу и Российский павильон: питчинг для совместного производства, круглые столы по проблемам дистрибьюции, пресс-конференции Московского Международного кинофестиваля – фильмы, программы и многое другое.

 
Биргит БОЙМЕРС
«Экран и сцена» № 12 за 2014 год.