Зигзаги удачи Ольги Никифоровой

Фото Д.ГУЛЯЕВАВ театральном мире большой страны самое сложное – обретение репутации. Ольга Никифорова – человек экстерриториальный, однако куда бы ее ни бросила судьба, она всегда создаст вокруг дела, которому служит, совершенно уникальный климат, к ней сразу устремятся люди разных театральных профессий. Они чувствуют: там, где в данный момент находится Ольга Петровна (или Оля, как по-прежнему ее зовут многочисленные друзья и знакомые), кипит жизнь, рождаются театральные идеи. Так было – и будет – всегда. Ольга многие годы работала завлитом. На Западе эта должность называется – драматург. Вот это слово Никифоровой подходит больше, не только потому, что она – автор нескольких пьес. Она – драматург жизни театра, что означает не только поиск репертуара, но и режиссера, который изменит ситуацию, зашедшую в тупик, актера, художника, завмуза… Ее “навигатор” демонстрирует головокружительные зигзаги: Новосибирский “Красный факел” и Омская драма, Петербургский “Театр на Васильевском” и Ярославский театр имени Федора Волкова. Любимая модель Ольги Никифоровой – театр со своим эксклюзивным фестивалем. От серьезнейших международных, как омская “Академия” или ярославский Волковский, до лихого студенческого БТР (“Будущее Театральной России”) в том же Ярославле.

Ольга Никифорова, как и Олег Лоевский, признающийся, что многому у нее научился, – арт-директор, берущий всю ответственность на себя (формирует афишу сама, без экспертного совета). Зигзаги, “ушибы”, подножки, неизбежные в нашей среде, закалили Ольгу, но не сделали ее мизантропом. Ее открытость людям, умение смеяться и шутить – главным образом над собой – делают ее притягательным магнитом. Ее фестивали – всегда праздники с особой жизнерадостной атмосферой.

Приглашение Ольги в Москву закономерно. В прошлом году она стала руководителем театральных фестивальных проектов в Филармонии-2. О первом ее фестивале “Елка” мы писали в прошлом номере. Предлагаем читателям беседу с Ольгой НИКИФОРОВОЙ.

 

– Среди ваших фестивалей еще не было детского проекта.

– “Елка”, действительно, первый для меня детский фестиваль. Но я, так или иначе, всегда занималась детским театром, писала пьесы, инсценировки и практически на всех фестивалях делала программу для детей. Так что тема мне близкая. Мне хотелось, чтобы в афише фестиваля новогодних каникул были представлены самые разные театральные жанры: балет, опера, драматические спектакли, цирк, чтение сказок под симфонический оркестр, театр для самых маленьких. Мы придумали пролог-интермедию перед спектаклем и зимнее действо в финале на площади, где артисты театра “Эскизы в пространстве” героически работали, даже когда мороз достигал 20 градусов. Каждый город диктует свои задачи. Филармония-2 расположилась в огромном юго-западном округе, и главной идеей фестиваля стала возможность, не выезжая в центр, увидеть такое разнообразие, возможность привести ребенка на празд-ник несколько раз. Это был первый опыт. Работа началась в сентябре, а в декабре фестиваль уже стартовал. Мы будем проводить фестиваль каждый год и уже начали собирать следующий. Сейчас Филармония-2 стала пространством для культурных событий. На отреставрированной сцене, с прекрасной акустикой, практически каждый вечер выступают талантливые музыкальные коллективы, ведущие мировые и российские звезды. И я сделала для себя небольшое открытие: очень редко в драматическом театре видишь такое единение пуб-лики, как на симфонических концертах, столько счастливых лиц.

– Какую часть аудитории составляет молодежь?

– На симфонических концертах в основном взрослая публика или родители с детьми. Поэтому так популярны абонементы на музыкальные программы для юной аудитории.

– На Западе классическая музыка очень популярна у молодых. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы классика стала престижной?

– На юго-западе Москвы, неподалеку от Олимпийской деревни, очень много университетов, институтов, и мне кажется, что если, помимо того, что уже делается, организовать яркую фестивальную жизнь, предложить молодым людям стать соучастниками культурных событий, сделать это место в хорошем смысле модным, то можно протоптать дорожку и к высокой музыке. Думаю, если к нам подтянутся коллективы со спектаклями, интересными студенчеству, то и аудитория омолодится. Чтобы, к примеру, не зрители ехали в Центр имени Мейерхольда, а Центр Мейерхольда приехал к нам. И мы сами на нашей площадке будем воплощать проекты, привлекательные для молодежи, задуманные молодыми драматургами и молодыми режиссерами, актерами, музыкантами для сверстников.

– В программе вашего фестиваля смешивались жанры. Замечательно было присутствие симфонического оркестра в спектакле “В поисках елки”, поддержанное театральным действием.

– Да, хотелось бы именно такого сочетания жанров. Юго-запад – большой город с огромным населением. На все про все мы имеем Театр на Юго-Западе (очень небольшой), Музыкальный театр для детей имени Н.И.Сац и Цирк. Уже сегодня ясно, какая ответственность лежит на Филармонии-2. Туда привозят джаз, певцов, чтецов, звучит симфоническая музыка. Сейчас реставрируется здание театрального зала, кинозала, где со временем мы организуем фестивали дипломных фильмов ВГИКа, анимационных фильмов, документального кино. Есть идеи социальных проектов, показ студенческих спектаклей. Эти залы откроются к концу года. Сейчас я боюсь говорить более конкретно, все находится в стадии разработки.

– Музыкальное воспитание зрителя – один из приоритетов, как я понимаю.

– Да. Мне близка эта идея. Мы думаем о проекте, который будет предварять концерт или спектакль. Мне хотелось написать пьесу с персонажем, которого придумала давно, еще в Днепродзержинске. Я назвала ее Кулиской, такая маленькая театральная домовая. Она обучала детей поведению в театре, навыкам восприятия спектакля. Кулиска была несколько нагловатой, уверяла, что театр придумала она, давала советы, как писать пьесы, еще Еврипиду. И дети, через игру, не только обучались поведению в театре, но и приучались к нему. Это был очень удачный проект. Я думаю возродить Кулис-ку в Москве. Пусть она расскажет детям, откуда появились нотки, скрипичный ключ, о своих странствиях с Паганини, как она напевала Моцарту всем знакомые мелодии. И эта тема может быть бесконечной. Все это меня очень греет.

– Мне тоже очень близка ваша идея. Между улицей и искусством необходим хороший “проводник”, умеющий подготовить ребенка к тому, что предстоит увидеть или услышать в концерте или спектакле.

– Да, конечно. Сейчас очень многие коллективы озабочены этой задачей. Не только реклама, но живое общение, попытка найти новую форму взаимоотношений с потенциальным зрителем, большим или маленьким, очень нужное и важное дело. Например, в ЦИМе работают с учителями, обучая их видеть и понимать спектакль на другом уровне и доносить это умение детям.

Самое приятное, что у меня сейчас очень много предложений от режиссеров и коллективов, которые хотят с нами сотрудничать.

– Узнала из интернета, что в этом году вы снова выступаете в роли арт-директора придуманного вами в Омске фестиваля “Академия”.

– “Академия” – собрание лучшего, высокого искусства, на образцах которого можно было бы учиться. Омск – прекрасный город с очень хорошим театром. Но когда мы привозим совершенно неожиданные по форме спектакли – это расширение горизонтов. Омичи – зрители искушенные. Благодаря “Академии” они увидели Комеди Франсез, Бургтеатр, Шаубюне, Берлинер Ансамбль.

– Наверное, программа уже вчерне готова.

– Да, хотя тревога, связанная с бюджетом фестиваля, существует. Обещал приехать Мартин Вуттке, который везде говорит, что лучшие его гастроли были в Омске. Очень надеюсь, что это произойдет. Пока не буду афишировать всех участников, думаю, в марте мы опубликуем программу.

– Что будет с другим вашим детищем “Будущее Театральной России” (БТР) в Ярославле?

– Я надеюсь, что он продолжит свою жизнь. Очень много было сделано, чтобы фестиваль стал востребованным, интересным и для участников, и для города. Но это очень сложная работа. Ведь важно не просто собрать дипломные спектакли, но дать возможность увидеть, услышать нечто новое. Поэтому в фестивале неизменно принимали участие ведущие педагоги, режиссеры, знаковые фигуры российского театра с мастер-классами, творческими встречами. В каких-то случаях мы привозили не выпускников, а студентов 3 курса, с тем, чтобы у них была возможность получить дополнительные навыки еще во время учебы. Мы подходили дифференцированно, чтобы достичь максимальной пользы для ребят. Например, студентов с Дальнего Востока, из Хабаровска, Красноярска привозили на всю фестивальную неделю. И ребята “варились” в этом творческом котле, видели то, что дома по причине географической отдаленности им просто невозможно увидеть. И главное, очень многие из них нашли свои театры, своих режиссеров именно на БТР, получили приглашение в труппу после фестиваля. Очень много вложено в БТР, хочется, чтобы он жил.

– Есть ли идеи нового фестиваля?

– В начале апреля в Хорватии состоится “Дубровник. Арт-Форум”. Я познакомилась с директором театра в Дубровнике и предложила ему организовать фестиваль русского искусства. Решили, что первый фестиваль должна открыть Школа-студия МХАТ. Основа основ. Мы везем туда курс Виктора Рыжакова с целым рядом спектак-лей, нескольких педагогов Школы-студии, которые будут проводить мастер-классы, состоится выставка молодых художников. Там выступят молодые певцы, музыканты. На фестивале будет представлено молодое искусство России. Откликнулись Посольство Хорватии в России, Посольство России в Хорватии. На Балканах такого фестиваля еще не было.

– Кто еще участвует помимо России?

– Это международный фестиваль, и ждут гостей из разных стран, но участники – студенты и молодежь. “Арт-Форум” проводится в апреле до начала туристического сезона и рассчитан на студенческую, театральную публику.

– Удачи всем вашим фестивалям! Ждем новых театральных событий в Филармонии-2.

Беседовала

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 2 за 2016 год.