Товарищество поколений

15-2_24В Екатеринбурге прошел XII международный фестиваль-практикум киношкол “КИНОПРОБА”.

На этом молодежном форуме на редкость особенная атмосфера. По словам его президента, члена правления СК России, председателя Свердловской организации Союза кинематографистов, режиссера Владимира Макеранца, “мы болеем за одну команду – за молодежь, посвятившую себя искусству кино”. Здесь были представлены 95 фильмов – игровых, документальных, анимационных – из 44 киношкол мира. И когда всех, кто талантливо организовал и сделал этот практикум, называют в каталоге командой официально, то это радует и наставников, и гостей. Ведь в кино и театре партнерство и единомыслие разных поколений много значат.

Учредители фестиваля понимали все трудности, связанные с финансированием, а затем и приглашением представителей киношкол и участников фестиваля. Однако поезд тронулся! И пример взаимосвязи поколений в екатеринбургском Доме кино был убедителен в очередной раз. Кстати, Свердловская киностудия, заметный производитель фильмов в прошлом, советском, периоде, не числится в списке учредителей. А ведь студия буквально за стенами здания Дома кино. И там существует “Школа кино”, заявленная на сайте. Почему же Министерство культуры РФ не поддержало фестиваль в городе с давними культурными традициями, известными за рубежом театрами, открывшимся Центром Ельцина, первого президента России? С Екатеринбургом связано творчество интереснейших музыкальных групп, подаривших дух свободы своим поклонникам. “Кинопроба” наиболее известный за пределами страны фестиваль международных киношкол и вполне достоин поддержки.

Идея практикума поддержана на этот раз, как, впрочем, и в прежние годы, Свердловской организацией СК, Уральской государственной архитектурно-художественной академией, где учатся аниматоры; известной далеко за пределами нашей страны студией “А-фильм”, Министерством культуры Свердловской области, администрацией Екатеринбурга, Фондом и Центром Б.Н. Ельцина.

На закрытии практикума директор фестиваля, доцент кафедры этики, эстетики, истории и теории культуры УГУ, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков СК России Лилия Немченко заметила: “Чем меньше денег – тем больше география”. На протяжении нескольких лет в группе поддержки “Кинопробы” представители консульств нескольких европейских стран в Екатеринбурге, Генеральный консул США Маркус Микели, Гете-Институт, Общество грузинской культуры, Гуманитарный университет.

Немного об истории создания “Кинопробы”. “В местном отделении Союза кинематографистов работала Наталья Решетникова, ей и принадлежит идея представления работ студентов, – рассказывает Владимир Макеранец. – Двенадцать лет назад уже была известна уральская анимация. И мастера студий, режиссеры и продюсеры, в частности – Алексей Караев, Оксана Черкасова, Валентина Хижнякова. Первый фестиваль был немногочисленным. Денег не было вообще. Друзья наших аниматоров, студенты, коллега из Франции с программой фильмов – вот весь состав. Затем нашлись небольшие средства, и мы расширили фестиваль с участием многих киношкол мира”.

Директор форума Лилия Немченко дополнила: студенты кафедры эстетики философского факультета Уральского государственного университета вместе с объединением ДК “Киноклуб”, познакомившись тогда с фестивалем, предложили сделать газету “Кинопроба”. И уже на третьем фестивале все работали вместе. Газете уже десять лет.

Кинопроба на проекте, на старте производства – интересный поиск. Для профессионалов кинопроба – и разочарования, и радость. Смысл кинопробы в первых студенческих и дипломных работах, короткометражных дебютах толковался именно так. В жюри под председательством актера и режиссера Сергея Пускепалиса вошли: режиссер, президент международного фестиваля документального кино “Флаэртиана” в Перми Павел Печенкин; кинообозреватель газеты “Московский комсомолец” Светлана Хохрякова; киновед, писатель, сценарист Наталья Нусинова; режиссер-аниматор, иллюстратор Радостина Нейкова (Болгария); режиссер-аниматор, художник, педагог Иван Максимов; композитор, драматург, председатель Союза композиторов Свердловской области Александр Пантыкин. Решения такой команды профессионалов были, безусловно, оправданны.

Студенты Екатеринбурга, причем самых разных учебных заведений, преподаватели и заядлые киноманы целыми днями не покидали Дом кино. Посещали мастер-классы (их было 22!). Перечислю основные. Документалист из США Марк Челищев, актер, продюсер, кинорежиссер, двоюродный правнук “отца американского виноделия” Андрея Челищева представил материалы фильма “Андрей – голос вина” об этом легендарном человеке с российскими корнями. Режиссер, сценарист, продюсер, лауреат многих международных кинофестивалей екатеринбуржец Алексей Федорченко показал свою картину “Ангелы революции”.

Мастер-классы провели режиссер анимационного кино Мауро Корраро, работающий в Швейцарии, автор знаменитого анимационного фильма “Вперед в Сантьяго”, обошедшего более 100 фестивалей и отмеченного множеством наград; Иван Максимов и Сергей Пускепалис. Студенты Екатеринбурга побывали на встречах с кинокритиком Еленой Стишовой, киноведами Натальей Нусиновой и Николаем Изволовым. А автор этих строк была приглашена поделиться опытом кинообозревателя.

Рисованный дебют Юрия Томилина “Обманщики” (студия “А-Фильм, Приз за лучший дебют) еще раз подтвердил высокое качество школы екатеринбургской анимации и студии-производителя, где работают мастера Валентин Ольшванг, Екатерина Соколова, Дмитрий Геллер. Лучшей киношколой признана чешская FAMU-Академия драматических искусств в Праге. Работы ее слушателей словно вышли из традиций чехословацкой “новой волны” 60-х, когда снимали режиссеры Вера Хитилова, Иржи Менцель, Милош Форман.

Документальный дебют Елены Отрепьевой “Ребалда” тоже оценен жюри как лучший. На нынешнем фестивале “Св. Анна” он получил приз Гильдии киноведов и кинокритиков. Фильм с кадрами из истории Соловецкого лагеря, где еще в 1930-е годы, в поселке Ребалда, заключенные выращивали ламинарию для производства медицинских препаратов. Вот уже более восьмидесяти лет прошло, а условия сбора растения и его обработки не изменились. Люди живут в разваливающихся сараях-бараках без всяких удобств, зарабатывая деньги в летние месяцы. В основном это бывшие заключенные с материка.

В игровой короткометражке “Рекомендация” Семена Гальперина отмечено чувство жанра комедии, что сегодня и на большом экране редкость. И, наконец, Гран-при фестиваля – фильму “Камакши” (Институт кино и телевидения – FTII, Пуна, Индия, режиссер Сатиндар Сингх Беди). В нем авторы попытались передать атмосферу творчества знаменитых индийских мастеров – Сатьяджита Рея и Ритвика Гхатака, повлиявших на мировой кинематограф. Такая кинопроба достойна высокой оценки.

Екатеринбург-Москва

Татьяна МУШТАКОВА
«Экран и сцена»
№ 24 за 2015 год.
Print Friendly, PDF & Email