Театр и кино как культурное наследие

3-1_23До открытия IV Санкт-Петербургского международного культурного Форума осталось меньше недели. Он стартует 14 декабря и завершится 16-го. В этом году исполняется 70 лет ЮНЕСКО, всемирной организации, чьей миссией всегда было сохранение культурного наследия, представляющего ценность для всего человечества. Это событие многое определяет в содержании и смысле Форума.

Секция “Театр”, возглавляемая художественным руководителем БДТ имени Г.А.Товстоногова Андреем Могучим, предлагает программу, в которой “круглые столы” и дискуссии, посвященные самым актуальным вопросам существования сценического искусства, сочетаются с интереснейшим блоком спектаклей, недавно поставленных и подготовленных специально для показа на Форуме.

В рамках события – проект «“Золотая Маска” в Петербурге», в нем участвуют “Вечер одноактных балетов” Театра оперы и балета из Екатеринбурга и спектакль “Самоубийца” московской Студии театрального искусства в постановке Сергея Женовача, недавно ставший номинантом Национальной премии.

В первый день работы Форума будет показана премьера БДТ имени Г.А.Товстоногова – “Война и мир Толстого”. Режиссер Виктор Рыжаков назвал свою работу “путеводителем по роману”. В увлекательном путешествии зрителя сопровождает “экскурсовод” – в этой роли публика увидит Алису Фрейндлих.

В Александринском театре ученых и практиков соберет симпозиум “Театральное наследие: сохранение, реконструкция и переосмысление сценических текстов”. Разговор будет посвящен роли русского и мирового репертуара в современном театральном процессе. Театр существует “сегодня, здесь, сейчас”. Возможна ли реконструкция великих спектаклей прошлого?

Это вопрос не риторический. Искания Валерия Фокина по переосмыслению сценических шедевров Вс.Э.Мейерхольда – уникальны. Участники симпозиума смогут побывать на спектаклях Александринки – “Ревизор” и одной из сравнительно недавних премьер – “Маскарад. Воспоминания будущего”, чтобы оценить и проанализировать опыт внедрения наследия великого Мастера в границы современного театра.

Важнейшая тема станет предметом обсуждения на круглом столе “Социальный театр: история, мировой опыт, перспективы развития”. Она посвящена проблемам театра равных возможностей, использованию театральных методик для социальной адаптации людей с ограниченными возможностями и других уязвимых групп общества (мигрантов, бездомных, наркозависимых).

В рамках Форума пройдет мастер-класс бразильского режиссера и педагога Адриана Джексона “Театр угнетенных и метод Аугусто Боаля: теория и практика”.

БДТ имени Г.А.Товстоногова покажет еще одну премьеру – “Язык птиц” (совместный проект с центром “Антон тут рядом”). Эта работа под руководством Бориса Павловича по суфийской философской поэме Фарида ад-Дина Аттара, объединяющая артистов БДТ и взрослых людей с аутизмом. Режиссер подчеркивает, что “Язык птиц” – это не терапевтический проект, а художественное произведение.

Вероятно, похожие слова мог бы сказать Руслан Маликов, чей спектакль “Прикасаемые” (проект Фонда поддержки слепоглухих “Со-единение”) также участвует в Форуме. Идея спектакля принадлежит Евгению Миронову, продюсер Ингеборга Дапкунайте. Премьерные показы в Москве состоялись с участием Анатолия Белого и Ингеборги Дапкунайте. Позднее в работу включились Ольга Яковлева и Альберт Филозов. В основе постановки – реальные истории людей, о том, как лишенные зрения и слуха люди преодолевают собственные страхи, трудности взаимопонимания.

Театральная составляющая Форума завершится диспутом “Авторский театр. Границы интерпретации классических текстов”. В нем примут участие Анатолий Васильев, Лев Додин, Юрий Соломин, Кирилл Серебренников, Борис Юхананов, Дмитрий Крымов. Ожидаются гости из разных стран: Лука де Фуско (Италия), Тийт Оясоо (Эстония), Ян Клята (Польша), Аудронис Люга (Литва) и другие.

Петр ЭРМАНС

 

В рамках IV Санкт-Петербургского международного культурного форума – а это уникальная площадка для открытого диалога и обмена опытом между специалистами в области культуры, представителями государственных структур, политиками, бизнесменами – намечена обширная программа, связанная с развитием кинематографа. Что особенно важно в преддверии Года российского кино.

Главной темой секции, посвященной вопросам кинематографа (секцию возглавляет актер, режиссер, продюсер Федор Бондарчук), станет реставрация и широкий прокат шедевров российского кино. Об этом пойдет разговор на конференции и круглом столе. Специальные циклы, состоящие из архивных фильмов, все чаще включаются отборщиками в программы международных кинофестивалей. Существуют и отдельные фестивали архивного кино – у нас это “Белые Столбы”, где критики, киноведы, историки имеют возможность увидеть раритеты из коллекции Госфильмофонда.

Однако в некоторых странах у архивного кино не только фестивальная жизнь. Например, в Великобритании, США успешно действуют модели повторного выпуска в прокат отреставрированных фильмов. После завершения масштабного реставрационного проекта Британский институт кино выпустил в прокат девять немых картин Альфреда Хичкока, которые в 2014-м были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Реставрация фильмов – это способ дать им еще одну жизнь.

Сегодня из более 140 миллионов жителей России сходить в кино могут около 40 миллионов. Качественное и количественное развитие кинотеатральных сетей в нашей стране – одна из наиболее масштабных индустриальных задач. В связи с этим на Форуме запланирован круглый стол “Проект кинофикации малых и средних российских городов”.

В нем примут участие исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев, создатели сети кинотеатров “КиноСити” Федор Бондарчук и Эдуард Пичугин, глава Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов, заместитель председателя Союза кинематографистов РФ Олег Иванов.

Еще одна международная конференция посвящена проблемам и перспективам раз-вития кинообразования. Среди ее участников – первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов; ректор ВГИКа Владимир Малышев; директор Департамента кинематографии Министерства культуры РФ Вячеслав Тельнов; художественный руководитель студии “Остров”, профессор ВГИКа Сергей Мирошниченко; ректор Высших курсов сценаристов и режиссеров Вера Суменова; профессор высшей школы кино и телевидения (Потстдам, Германия) Дитер Видеман; а также наш постоянный автор – британский киновед Биргит Боймерс.

Еще один круглый стол связан с прокатом документального кино и кинохроникой на современном экране.

Впервые экспертами будет представлен список отечественных фильмов, рекомендованных к включению в программу ЮНЕСКО “Память мира”. Эта программа – документальное наследие, часть всемирного культурного наследия. В реестре “Памяти мира” на сегодня около 800 фильмов, но ни одного отечественного в нем нет. А теперь, возможно, появятся и наши картины.

Намечены презентации нескольких проектов. Один из них – мультимедийный проект “Петербург как кино”. Он посвящен кино о Петербурге и Петербургу в кино. В Шуваловском дворце на Фонтанке откроется выставка “Прибытие кино в Россию”. (Напомним, первый публичный киносеанс в России состоялся 4/16 мая 1896 года в петербургском саду “Аквариум”.)

К 70-летию Победы – публичная лекция Джереми Хикса, британского киноведа и слависта, профессора Лондонского университета Королевы Марии. Название лекции – “Назад к архивам: сила свидетельства советской немой хроники о Холокосте”. Хроника эта снята отечественными документалистами во время Второй мировой войны.

В рамках цикла “Кино в театре” (в данном случае это фильмы по произведениям Стругацких) на Новой сцене Александринского театра покажут “Гадких лебедей” Константина Лопушанского и отреставрированную копию “Сталкера” Андрея Тарковского. А к юбилею Марлена Мартыновича Хуциева приурочены показы двух фильмов: “Бесконечность”, “И все-таки я верю”. Замысел второго (документального) принадлежит Михаилу Ромму, фильм должен был называться “Мир сегодня” и стать логичным продолжением “Обыкновенного фашизма”. После смерти Ромма начатую им работу закончили Марлен Хуциев и Элем Климов.

Отдельной строкой – представление “Гимна великому городу” Сергея Дебижева, уникального мультимедийного действа. Сам режиссер надеется, что “Гимн…” будет “примером нового веяния в жанре документалистики”.

Анна ПАВЛОВА

Фото и информация взяты с сайта Форума

«Экран и сцена»
№ 23 за 2015 год.