14 и другие плюс

Сцена из спектакля “14+”. Фото предоставлено театромСаратовская лаборатория по современной драматургии при ТЮЗе имени Ю.П.Киселева – “Четвертая высота”, придуманная Олегом Лоевским 11 лет назад, решает важнейшую задачу для сегодняшнего “детско-юношеского” театра – обеспечивает встречу города с искусством в обход привычного культпоходовского ритуала. Проведенная в самом конце октября “Четвертая высота” совпала с веселым и страшным Хэллоуином, который, похоже, праздновала вся саратовская молодежь, изрисовав лица белым и черным. И фрики из “Банки сахара” – спектакля нынешнего главрежа ТЮЗа Алексея Логачева по пьесе замечательно талантливой Таи Сапуриной – впрямую отвечали этой причудливой карнавальной реальности, на короткое время разукрасившей город. Ровно так же и 13-летний Дэнчик (Александр Степанов), до умопомрачения сидящий за компьютерной игрой, из премьерного спектакля Семена Серзина “14+” по док-пьесе Алексея Забегина и Владимира Антипова, отражал тайные и явные устремления очень молодой аудитории, пришедшей на спектакль отчасти из-за названия. Театр явно реализует себя как место встречи, но не торжественной, – в частности, потому, что оба спектакля помещены в нестандартное пространство: “Банка сахара” играется на поворотном круге, и зрители сидят на сцене; в “14+” артисты осваивают вертикаль.

Спектакль Логачева вырос из прошлогоднего, чрезвычайно удачного эскиза – в экзотической и одновременно очень реальной истории про одинокого Колю, который не открывает никому дверь, выращивает овощи на балконе, заказывает все необходимое для жизни через интернет и ругается с соседкой Галей, есть тревога, меланхолия (Евгений Сафонов в главной роли как раз и сообщает это настроение всему спектаклю) и юмор (главным образом благодаря артистке Елене Красновой, играющей эксцентричную и простодушную Галю). Плейлист, остроумно помещенный внутрь программки, тоже из разряда тягучего городского саунда, который обычно льется в наушники, пока просто парень или просто девушка едут утром в метро: Portishead и Radiohead в одном флаконе. Городской морок, боязнь людей, микробов и мечта о розовом перце чертят в “Банке сахара” кардиограмму чувств сегодняшнего человека, порой отказывающегося вступать в любые отношения с социумом, чтобы сохранить себя.

“14+” тоже меланхоличны – как и их родной брат, спектакль самих авторов, Забегина и Антипова, сотоварищей по курсу Вениамина Фильштинского в СПбГАТИ, поставленный в питерском “Этюд-театре”. Семен Серзин создал саратовскую версию истории двух друзей, шляющихся по городу в поисках невинных приключений. Друзья – одному из них, Илье (Михаил Селиванов) вот-вот стукнет 13, другому – более, так сказать, сложному и утонченному, Леше (Дмитрий Мамонов) 13 уже исполнилось – слепок с современного подростка, существующего одновременно в детстве и взрослости. В финале спектакля демонстрируется видео, снятое в одной из саратовских школ. И вот там-то и становится ясным, как точно угадали авторы “14+” свою целевую аудиторию – одна из школьниц, отличница с хорошим умным лицом, говорит про эту сложную смесь “то ли дети, то ли нет”, которая характерна для нее самой и ее сверстников. А это значит – не относитесь к нам, как к детям, но и на взрослых мы тоже не претендуем.

Еще один “фильштинец” Андрей Гончаров, пока не окончивший режиссерский курс в СПбГАТИ, показал фирменную для “школы” мягкость и одновременно удивительную правдивость в эскизе по пьесе 25-летней ученицы Николая Коляды Светланы Баженовой. “Как Зоя гусей кормила” – не первый ее текст, но он попал в поле внимания разных драматургических конкурсов и лабораторий. История про 60-летнего Володю (Алексей Ротачков) и его старую мать Зою (Нина Пантелеева) рассказана на сочетании подробного человековедения и острой театральности. Вообще пьеса внезапно выруливает из комедии про никак не умирающую мать и пришедшую в дом деревенскую девицу Женю (прекрасная работа Александры Карельских) в драму невозможности простого счастья, которое разрушает друг и завистник Володи, инфернальный Плоцкий (Алексей Карабанов), лицом и мачистскими повадками похожий на российского президента. В эскизе Гончарова – “правильный сговор”, как точно заметил на обсуждении Семен Серзин. Балабановского разлива страшная развязка “Гусей” отстранена, но не прикрыта мерным, спокойным видео с настоящими гусями и под барочно-медитативную музыку из полунинского “Снежного шоу”. Бедная Женя, изнасилованная Плоцким (на сцене артист Карабанов в белоснежной рубашке ест, обливаясь и захлебываясь, борщ из бережно поставленной Женей тарелки), уходит, собирая, прямо-таки как безумная Офелия, свои сделанные в Китае наряды. А театрально история закроется тем, с чего началась – два человека, Вова и его матушка, типичная макдонаховская вредная старуха, сидят в полутьме, и непонятно, сколько им осталось жить в этой темноте и пустоте, где любовь без плотскости трагически не получилась. В работе Андрея Гончарова и тексте Светланы Баженовой как-то по-свежему зазвучали и многие темы Николая Коляды, и гений Андрея Платонова, о котором, безусловно, вспоминаешь во время спектакля. Есть и внутренняя свобода – растворенная в артистах, чутко и открыто взявших нужный тон, осуществленная в том, как меняются “форматы” внутри спектакля, и даже в том, как не по-ученически смело и ощущая объем пространства, его высоту, ширину и фактуру, режиссер вместе с художником Михаилом Гаврюшиным заселили этот мир предметами.

Лаборатория в саратовском ТЮЗе была очень правильно задумана десять с лишним лет назад. Поэтому сегодня, когда в театре новый молодой директор Анатолий Барсуков, молодой главреж Алексей Логачев, молодой и талантливый в своих самых разных проявлениях завлит Анастасия Колесникова, и при этом есть старейшина-худрук Юрий Ошеров, не понаслышке знающий, чем был ТЮЗ при Киселеве и что такое вообще ТЮЗ для города, “Четвертая высота” продолжает жить, обретая разные формы. В этом году у нее характер меланхолический и тихий – и в этой тишине, в сложно устроенном мире режиссеров, выросших уже в 2000-е, слышатся звуки нового гуманизма, без которого плохо жить не только детям, но и взрослым.

Кристина МАТВИЕНКО
«Экран и сцена»
№ 23 за 2015 год.