Для кого пишет Бартошевич

2-3-2_13Поздравляя в минувшем декабре Алексея Бартошевича с юбилеем, “ЭС” отмечала и еще одно событие. В самом конце прошлого года в издательстве “ГИТИС” вышла в свет книга «Для кого написан “Гамлет”», в которой собраны лучшие статьи Бартошевича о сценической истории наследия великого Барда. Это издание интересно самой широкой аудитории, от теоретиков театра до любителей искусства. Важна она и для практиков театра, актеров и режиссеров. Одно из доказательств – письмо автору художественного руководителя, директора Малого Драматического Театра – Театра Европы Льва Додина.

Многоуважаемый Алексей Вадимович!

Сейчас, перед началом репетиций того самого загадочного “Гамлета”, о котором Вы пишете, перечитываю многое из того, что уже читал. Позавчера и вчера ночью внимательно снова пересмотрел и многие главы заново прочитал в Вашей книге, которую Вы мне щедро подарили. Все-таки во второй раз многое видишь гораздо острее, как и в спектаклях, когда их смотришь не первый раз, может быть, еще из-за приближения начала дурацких наших репетиций – 1 июня должна быть первая наша репетиция – на очень многое обратил внимание, раньше пропустил, теперь показалось чрезвычайно интересным, особенно, конечно, в первой части книги, где речь идет об истории “Гамлета”, об истории ранних постановок, спектаклей XIX века и первой половины XX-го. Замечательно интересно рассказано обо всем том, что делали Бартон и Питер Холл с шекспировскими хрониками. Большое впечатление произвело описание первого и последнего спектакля Кеннетом Тайненом, сборник статей которого меня когда-то в молодости потряс. Его хулиганства по поводу “Гам-лета”, с одной стороны, как говорил Бен-Акиба, “всё было”, с другой – что “всё можно”, с одной стороны, опасно попасть в повторение, с другой стороны – ничего опасаться не надо.

Книга Ваша написана блестяще, замечательна в своем соединении документальности и собственных глубоко индивидуальных размышлений и пониманий темы. Многие спектакли: и те, которые Вы, наверное, не могли видеть, и те, которые видели, и самые недавние спектакли, в том числе “Гамлет” Валерия Фокина, описаны прекрасно, как теперь не принято описывать или, вернее, как теперь почти не умеют описывать. Видишь сцену воочию, и виденья эти тревожат, возбуждают воображение. По этим статьям можно учиться режиссуре, как когда-то в юности я начинал учиться на статьях Натальи Анатольевны Крымовой.

Еще раз большое спасибо за то, что написали эту книгу.

Крепко жму руку,

Искренне Ваш

Лев ДОДИН

«Экран и сцена»
№ 13 за 2015 год.