Высокое напряжение

Читка писем А.Платонова в “Арт-центре”. Фото В.ЛУПОВСКОГОВоронеж в 2015 году объявлен “Культурной столицей СНГ”. В этом решении главенствующую роль сыграл Платоновский фестиваль искусств, отметивший свой первый юбилей. Пять лет – возраст юный. Однако международный форум, созданный художественным руководителем воронежского Камерного театра Михаилом Бычковым, с первых шагов показал масштабность предприятия. С каждым годом формат Платоновского фестиваля ширится за счет новых проектов. Одновременно в его орбиту включается все больше фанатов. Скромная цифра 16 тысяч зрителей, пришедших на первый фестиваль, растет на глазах. Нынче это число нужно помножить едва ли не на пять. Но, конечно, не в одних цифрах дело. Вынесенное в заголовок название пьесы Андрея Платонова отражает суть программы. Высокое напряжение фестивальной жизни создано не только благодаря уровню и таланту большинства участников, но и продуманной драматургией, четкой организацией, позволяющими не потеряться, не закружиться в море событий. Модель фестиваля, провозгласившего своим девизом синтез искусств, объединяет всех: меломан и балетоман, библиофил, театрал и завсегдатай выставок становятся единой аудиторией.

В “Коммуне” остановка

Одна из самых притягательных площадок расположилась в старом здании типографии газеты “Коммуна”. С этой газетой (первое ее название “Воронежская коммуна”) связано начало литературного пути Платонова. Высоченный потолок, большие окна с переплетами придают помещению сходство с собором. В Арт-центре все фестивальные дни жизнь кипела с утра до ночи. Вход сделали бесплатным. Кто-то приходил выпить чашку кофе в небольшом, но уютном кафе до или после очередного спектакля, киносеанса, мастер-класса. Однако, придя в “Коммуну”, все невольно втягивались в особую атмосферу помещения, которую определяли интереснейшие выставки. Первая называлась “Сущий энтузиазм жизни”. На стенах – увеличенные копии газет и журналов за 1918–1925 годы, где Андрей Платонов (часто под псевдонимами Тютень, Нищий, Елпидифор Баклажанов, Иоганн Пупков) публиковал стихи и статьи, небольшие рассказы. Вот, скажем, страничка литературно-художественного журнала “Железный путь” за 1923 год, где ранние стихи Платонова соседствуют на одной полосе со стихами Осипа Мандельштама о слепой ласточке, подружке, Антигоне. Еще слышны отголос-ки Серебряного века среди призывов к борьбе с голодом и врагами революции. Ты чувствуешь, как многое в ту пору еще не устоялось и потому возможно высказать “несвоевременные мысли”. Приведу цитату из статьи Платонова “Христос и мы” (“Красная деревня”, 9 июля 1920 года): “Люди видели в Христе бога, мы знали его как своего друга Христа. Забыт главный завет: царство божье усилиями берется. Усилиями, борьбой, страданием, а не тихим созерцанием Зла…” Ранние опыты свидетельствуют об особом, неповторимом взгляде Платонова на мир, уже в 1920 году отвечавшего на вопрос интервьюера: “К какому литературному направлению принадлежите?” – “Ни к какому. Имею свое”.

Газетные полосы проиллюстрированы фотохроникой 20–30-х годов. Необычайной выразительности кадры сделаны классиками советской фотографии Марком Марковым-Гринбергом и Аркадием Шайхетом. Экспозиция “Страх, хлеб и вера” создана на основе проходившей в Москве в 2010 году выставки “Без меня народ неполный” к 60-летию со дня смерти Платонова (автор и куратор Виктор Молчанов).

За пределами выставок в “Коммуне” происходили самые разные события. Документальную линию продолжили театрализованной читкой писем Андрея Платонова артисты Камерного театра – “Я прожил жизнь” (так названа книга эпистолярного наследия писателя, лишь два года назад вышедшая в издательстве “АСТ”). Читку организовал драматург, режиссер, педагог Герман Греков. Это и переписка с редакциями, и послания таким адресатам, как всесильный Ежов (одна из главных тем читки – отчаянная борьба Платонова за освобождение сына из лагеря). Но самыми потрясающими кажутся письма к жене. Первое из них впоследствии с некоторыми поправками вошло в “Чевенгур”: “Мария, я Вас смертельно люблю. Восемь дней мое сердце в смертельной судороге. Я чувствую, как оно вспухает во мне и давит душу. Я живу в каком-то склепе, и моя жизнь почти равна смерти. Через Вас я люблю все больше и больше мир. Вы моя смерть и мое вечное воскресение. Я не убью себя, но умру без Вас, у меня все растет и растет сердце.”

Во время Книжной ярмарки неподалеку от “Коммуны”, на газоне сквера, где в кружок расставили стулья, проходила уже традиционная эстафета чтения: в руках участников были листки с текстом Платонова. Читали рассказы, передавая друг другу микрофон. Волнение испытывали все: известный писатель и школьница, бухгалтер и преподаватель ВУЗа, литературовед и журналист. Вспоминались горькие слова Андрея Платоновича: “Я нечитаемый писатель, а пишущий читатель”. Лауреат премии Платонова 2015 года Андрей Битов (вручение престижной награды происходит в начале каждого фестиваля) писал, что “чтение любой страницы Платонова… является очень сильным упражнением души”. Эстафета медленно, но верно приучает аудиторию к пониманию прозы писателя.

Сама ярмарка порадовала и тем, как она была организована, и тем, какой живой интерес проявили к ней воронежцы. “Мы получили множество заявок, но отбирали только те издательства, книги которых в нашем городе не достать”, – говорила Елена Дудукина, поэт, координатор литературной программы. Это “НЛО”, “О.Г.И.”, “Алетейя”, “Гнозис”, “Галарт”, специализирующиеся на детских книгах “КомпасГид”, “Поляндрия”, “Редкая птица”. Всех не перечислить: по словам Елены, в ярмарке приняли участие 120 (!) издательств. У прилавков шел неспешный разговор читателей с продавцами-консультантами.

Для юных посетителей на ярмарке был создан “Детский шатер” с целой серией заманчивых затей: мастер-классы по конструированию из бумаги без клея и ножниц, созданию книги, пальчиковому рисованию, игры и викторины на английском языке, сторителлинг и многое другое. На какие чудеса способны юные таланты, можно было полюбоваться на выставке “Невозможное” в Арт-центре “Коммуна”, где показывала свои работы детская студия “Ступени”.

Литературная программа включала встречи с Алексеем Варламовым (автором монографии о Платонове в “ЖЗЛ”), Линор Горалик, Михаилом Айзенбергом, Юрием Арабовым. Задуманные как презентации новых книг, эти встречи становились важными разговорами не только об искусстве.

К литературному и выставочному блокам в этом году прибавилась и кинопрограмма. В одной из статей Платонов сравнивал газету с кинематографом жизни. Координатор выставок Тамара Цыганова разыскала в воспоминаниях сестры жены писателя рассказ о том, как в деревне Рогачевка Платонов в 1927 году организовал для крестьян показ кино. Отсюда возникла мысль ежевечерне “крутить” в “Коммуне” немые фильмы. Среди них – “Аэлита”, “Броненосец “Потемкин””, “Чины и люди”, “Процесс о трех миллионах” и другие. Фильмы шли под аккомпанемент таперов (в этом качестве выступали лучшие джазмены Воронежа). Стоит ли говорить о том, как сеансы расширяли кругозор многочисленной, в основном молодежной, аудитории.

Из “Коммуны” путь вел в Музей имени И.Н.Крамского, где можно было увидеть великолепную выставку киноплаката “Великий Кинемо”. Петербуржцы побывали на ней осенью прошлого года в филиале Русского музея, Мраморном дворце (кураторы Екатерина Климова и Ирина Золотинкина). Наивные, забавные кино-афиши, сделанные на заре зарождающегося жанра, в 20-е годы становятся произведениями искусства авангарда (среди авторов плакатов – А.Лавинский, братья В. и Г. Стенберги и другие).

Однако самым грандиозным событием фестиваля стали впервые показанные в Воронеже 43 работы Павла Филонова из собрания Русского музея. Великий художник называл себя “Рабочим ИЗО”. Отсюда название выставки. О сродстве Платонова и Филонова написано немало. Оба считали революцию Вселенским сдвигом и отражали этот сдвиг с помощью абсолютно нового и уникального языка, оба стояли особняком в искусстве ХХ века. Удивительно, что Луначарский при жизни Филонова писал, что “в будущем он станет гордостью страны”. Но на выставке в Музее Крамского думаешь, в первую очередь, не о страдальческой судьбе художников, а о величии духа, о том, как Платонов и Филонов сумели стать “очевидцами незримого”. Иосиф Бродский писал: “Было бы неверно и ненужно пытаться оторвать Платонова от его эпохи… В каком-то смысле этого автора можно рассматривать как воплощение языка, временно оккупировавшего некий отрезок времени и оттуда рапортующего”. В этом году впервые удалось так полно показать эпоху Платонова, используя самые разные искусства.

На выставке П.Филонова. Фото В.ЛУПОВСКОГО

Пространство без границ

Год назад в интервью “ЭС” Михаил Бычков объяснял, что Платоновский с самого начала замышлялся не только как фестиваль, в котором будут представлены только произведения писателя. Важной темой в этом году стало признание Воронежа “Культурной столицей СНГ”. Целый ряд акций был связан непосредственно с искусством советского и постсоветского периодов.

О прошлом сценографии республик Советского Союза рассказывала выставка Театрального музея имени А.А.Бахрушина. В двух светлых залах галереи на улице Кирова – макеты, эскизы. И, конечно, костюмы. Один из них сразу приковывает внимание – это костюм Хозяйки Медной горы Симона Вирсаладзе для Майи Плисецкой. Рядом с ним – цветы, знак памяти недавно ушедшей из жизни легендарной балерине.

Куратор проекта “В пространстве без границ” Анаит Оганесян объясняет: целью выставки было показать историю советского театра. Вскоре после революции в Москве существовали армянский, латышский, татарский, еврейский театры (об этом мало кто знает). На выставке можно видеть редкий эскиз К.Вейдеманиса к спектаклю “Вей, ветерок!”, ставшему предтечей советского национального искусства. Постепенно рождались театры в республиках, где работали прекрасные тандемы режиссеров и художников. К примеру, знаменитый “Березиль”, представленный эскизами В.Меллера к “Тетнульду” Л.Курбаса. Знаток живописи сразу узнает макет М.Сарьяна. Он создан к опере “Алмаст”, открывшей историю Ереванского театра оперы и балета. Самобытны эскизы к первому киргизскому балету “Ай-Чурек” (“Лунная Красавица”) Я.Штоффера, макет И.Гамрекели к спектаклю “Арсен” (режиссер А.Васадзе). Бахрушинский музей сохранил в своих фондах работы корифеев – Ф.Федоровского и В.Рындина, А.Петрицкого и А.Тышлера. Выставка возрождает смыслы, образы, пластические идеи старых спектаклей, которые достойны изучения и восхищения. Можно выделить театры, где главные художники определяли их неповторимый стиль: Е. Лысик в Львовском, Ф.Нирод в Киевском театрах оперы и балета.

Очень интересен детский отдел выставки. После революции стало бурно развиваться искусство для юных зрителей. В витринах – куклы И.Ефимова и Н.Симонович-Ефимовой, В.Андриевича, Б.Тузлукова, А.Спешневой. История театров для детей и юношества страны воскрешается благодаря эскизам плеяды театральных художников. Можно вспомнить такие знаменитые спектакли 60–70-х годов, как “Гамлет” Красноярского ТЮЗа К.Гинкаса (одна из первых постановок режиссера в сотворчестве с Э.Кочергиным), “Город на заре” Рижского Молодежного театра А.Шапиро (художник М.Китаев), “Три мушкетера” Ю.Жигульского с блистательной сценографией С.Бархина.

Есть на выставке и эскизы к инсценировке платоновского рассказа “Джан” в Туркменском молодежном театре-студии (режиссер К.Аширов, художник Б.Амансахатов).

А совсем неподалеку, под сенью деревьев Кольцовского сквера, воронежцы могли полюбоваться инсталляциями молодых художников из бывших республик Союза. Тема объектов – древние тотемы, истоки и корни культуры.

Так, Айгерим Мажитхан из Казахстана представила серию “дорожных знаков”, в кружках и треугольниках – петроглифы Тамгалы, наскальные изображения людей и животных. Азербайджанский художник Вусал Рагим еще до открытия выставки установил и расписал “Женщину огня” – свой оригинальный вариант ритуальной фигуры, ставшей в незапамятные времена символом плодородия. Он же при всем честном народе устроил перформанс “Вселенная”: Рагим лепил из глины диковинных зверей и человечков, прототипами которых стали статуэтки древнего культа.

Воронежский художник Сергей Горшков выставил вырезанную из дерева модель СНГ. Она представляет собой корабль, на котором нет капитана, но есть одиннадцать очень похожих друг на друга женщин, олицетворяющих страны Содружества. Горшков назвал свой корабль “Волшебное кольцо. Евразия”. Выставка “Кольцо” стала на время фестиваля притягательным центром города. По дорожкам к инсталляциям подъезжали молодые мамы с колясками, на фоне объектов фотографировались парочки.

Платоновский фестиваль видел свою задачу в том, чтобы горожане вышли на воздух подышать искусством. Апофеозом идеи стала акция за городом в Белом колодце. Красивейшие меловые горы отражаются в озере, создавая изумительный пейзаж. Вот в этом прекрасном месте был устроен концерт, на который пришло около трех тысяч человек (для тех, у кого нет машины, организовали бесплатный проезд туда и обратно на автобусах).

Концерт в Белом колодце. Фото В.ЛУПОВСКОГОНа сцене друг друга сменяли музыканты из Беларуси (команда Drum Ecstasy), Грузии (группа Mgzavrebi), Армении (рок-группа The Bambir). Публике было трудно усидеть на месте, поэтому молодежь пускалась в пляс. Благо первые ряды (без мест) располагались на песке рядом со сценой. И вот что интересно: акция в Белом колодце казалась традицией. Ничуть не бывало! Михаил Бычков признался, что прошлым летом заглянул сюда на пляж и тогда же решил: лучшей площадки для рок-концерта не придумать. В финале выступили две певицы, Ясмин Хамадан из Ливана и Эстер Рада из Израиля (обе они выступали в России впервые).
Это был настоящий праздник, продолжавшийся больше шести часов. Организаторы позаботились о том, чтобы публика могла подкрепиться: все время за спиной зрителей готовили еду, подвозили пирожки, бутерброды, прохладительные напитки.

Приятно было взглянуть на стражей порядка. Они сами получали удовольствие от концерта, их непосредственной работы, судя по радостной, но вовсе не буйной атмосфере, не потребовалось.

На заключительном гала-концерте “Голоса Содружества” выступали оперные звезды из Молдавии и Казахстана, Узбекистана и Армении. Под аккомпанемент Воронежского Молодежного оркестра звучали арии и дуэты из опер Россини и Пуччини, Сен-Санса и Оффенбаха, Бизе и Чайковского. Среди исполнителей пуб-лика особенно пылко встречала Салтанат Ахметову – победительницу телеконкурса “Большая опера” на канале Культура.

Музыкальный блок – предмет особой гордости Михаила Бычкова. Вместе с координатором музыкальной программы Верой Гусевой (директором воронежского Молодежного оркестра) им был выработан определенный принцип отбора. Платоновский фестиваль открывал Российский Национальный оркестр Михаила Плетнева. В прошлом году не смог состояться концерт Николая Луганского, но худрук обещал, что воронежцы непременно побывают на выступлении пианиста. В этом году билеты на Луганского смели за два часа. А утром состоялась открытая репетиция будущего концерта (она была бесплатной, но по предварительной записи). Программа покажется ослепительной даже тому, кто не сумел на нее попасть. Участниками стали французский аккордеонист Ришар Гальяно, скрипач Кристоф Барати и виолончелист Ласло Фенио из Венгрии, струнный квартет из Кремоны (Италия), ансамбль ударных Марка Пекарского и испанские музыканты, устроившие вечер фламенко памяти Пако де Лусии.

Поразительно, каким интеллектуально насыщенным оказался фестиваль. Жаль только, что идеальное место для Арт-центра, здание типографии, доживает свои последние дни. Поскольку оно не является памятником старины, осенью его снесут, что несправедливо.

Зная об этом, грустно было читать цитату из Платонова, встречавшую тех, кто приходил в Арт-центр на протяжении одиннадцати дней:

“Искусство должно здесь, преодолев недостаток человеческого сердца, склонного к забвению, восстановить справедливость…”

И все же надеюсь, что будет найден выход из положения. И Арт-центр как идея сохранится. На закрытии Пятого фестиваля губернатор Воронежской области Алексей Гордеев (без его деятельной поддержки фестиваль не смог бы состояться) подводил итоги: “К нам вернулся Андрей Платонов, мы чувствуем его дух в городе”. А ведь и в самом деле (и, может быть, впервые) так многое в программе оказалось неразрывно связано с великим писателем.

О театральной программе Платоновского фестиваля – в следующем номере.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена»
№ 12 за 2015 год.