Мир преобразился

Сцена из спектакля “Я делаю мир”. Фото предоставлено пресс-службой театраПро то, что в последние годы в Москве наблюдается расцвет детского театра, написано много. Радостно и то, что расцветает он благодаря новому поколению режиссеров и художников. Автор спектакля “Я делаю мир” в детском театре «Домик Фанни Белл» – недавняя выпускница курса Дмитрия Крымова, художник Александра Ловянникова. Уже несколько лет она сочиняет уникальные детские спектакли, а с недавнего времени является участником проекта “Бэби Лаб” – творческой лаборатории по созданию постановок для самых маленьких. В марте “Я делаю мир” примет участие в программе “Детский Weekend” фестиваля “Золотая Маска”.

Рядом с названием спектакля указан рекомендуемый возраст: 1,5+. В камерном пространстве полуторагодовалые зрители вместе с родителями шумно рассаживаются на цветные подушки. Свет не гаснет, но все замирают – действие начинается в метре от “зрительного зала”.

Голубоватый рулон становится широкой рекой, а запасы крафта – горными вершинами. Фонарики рисуют в воздухе радугу. Театру художника легко с малышами: у него с ними одни и те же мечты – из ничего создать целый мир. Увидеть в скомканном листе облачко, в подсвеченном картонном пакете – домик с окошками. Постановка Александры Ловянниковой и художника Михаила Кукушкина получилась про волшебство, спрятанное в материи.

Спектакль плавно переходит в мастер-класс по изготовлению реквизита. Еще не умеющие говорить зрители уже способны фантазировать и, как выясняется, многое делать руками. Например, кормить бумажного попугая бумажными червячками или построить шалаш, сложив вдвое белый лист.

У визуального театра особые взаимоотношения со словом. Спектакль “Я делаю мир” – почти немой, хотя в нем много живой музыки, шумов, пения птиц, шуршания и шелеста. Актеры произносят буквально несколько слов (“эскимос”, “айсберг“, “юрта”), что-то подсказывают родители. Но этот – очевидно, осознанный – отказ от рассказывания истории кажется все же уязвимой стороной постановки. Большую часть происходящего дети действительно воспринимают через визуальный ряд, однако связать между собой зрительные метаморфозы им пока не под силу. Какая глубокая, запоминающаяся история, почти притча может получиться, если несколькими репликами сопроводить каждый из эпизодов преображения Земли!

Уже много лет Дмитрий Крымов и его ученики работают с фактурами, материалами и инструментами “из детской”. Режут, красят, клеят, рвут на части. Создают декорации и костюмы прямо на глазах у зрителей. Естественно и органично это сотворение мира нашло продолжение в сочинении спектаклей для самых маленьких. И каким важным для самого театра оказывается это возвращение к собственным истокам, к простодушному и образному мировидению. Не у детей ли, кстати, театр учится узнавать в расческе ежика, а в скрученном листе – подзорную трубу?

Попугаи накормлены, домики построены, самолетики и снежки запущены в небо. Завершился первый в чьей-то жизни спектакль. Мир преобразился. Самое время выпить кефир через трубочку и ложиться спать.

Анастасия АРЕФЬЕВА
«Экран и сцена»
№ 3 за 2015 год.