Алексей Федорченко: «Транспаранты мы писали на ситчике в цветочек»

Кадр из фильма “Ангелы революции”В минувшем октябре на IX Международном Римском кинофестивале режиссеру Алексею Федорченко перед мировой премьерой его новой картины “Ангелы революции” была вручен приз “Марк Аврелий будущего”. “Мы впервые вручаем такую награду, – сказал тогда директор фестиваля Марко Мюллер, – но нам казалось так естественно отметить того, кто по праву может считаться режиссером будущего за самобытный стиль киноязыка”.

С Федорченко нам удалось поговорить на проходившем в Таллине XVIII международном кинофестивале “Темные ночи”, где “Ангелы революции” получили спецприз жюри.

 – Алексей, для порядка хотелось бы вспомнить о вашей приверженности к совмещению документалистики с псевдодокументалистикой и стремлении не превращать драматические, даже трагические сюжеты в нечто мрачное и пугающее… Можно ли уже назвать это вашим почерком?

– Мне интересно делать так и скучно, когда все на одной ноте.

“Ангелы революции” достаточно жизнерадостны, если не считать, что в результате это все же трагедия. Невозможно, конечно же, представить без юмора и “космических” “Первых на Луне”, и реквием “Овсянки”, и “Небесных жен луговых мари”. С одной стороны, юмор контрастирует с серьезностью того, о чем хотелось подумать, рассказать, а с другой – усиливает этот рассказ.

– Формально именно “Первые на Луне” принесли вам десять лет назад настоящее признание, но при этом они казались мне неким приколом.

– Ни в коем случае. Это не прикол и даже не мокьюментари. К поклонникам жанра мокьюментари меня поспешили причислить после выхода фильма. А я по-честному снимал драму о героях, великих людях и отношении к ним государства, как к расходному материалу. Кому-то в этом виделся стеб, но его там нет ни грамма, все очень серьезно.

– Но это же не исключает, что серьезные размышления о содержании соседствуют у вас с не менее серьезными мыслями о форме. Она, эта форма, рождается по ходу работы или возникает изначально?

– Конечно же, форма, язык фильма задумываются изначально. “Ангелы революции” оказались крайне сложным проектом, поскольку в нем соединились две очень заштампованные темы – революции и северных народов. Можно увидеть десятки фильмов про революцию и немалое их число про судьбу северных народов. И каждый фильм будет начинен одними и теми же штампами: кумач транспарантов с буденовками в одном случае, и чумы, шаманы, бубны, поедание сырой оленьей печени в другом.

В “Ангелах революции” хотелось уйти от штампов, потому у наших героев сразу кончилась красная материя, и транспаранты пришлось писать на веселом ситчике в цветочек. А из богатейшей мифологии хантов и лесных ненцев очень легко выбралось то, что до этого в кино вообще не использовалось – обряды и моления повседневной жизни. Другими словами, на отрицании штампов возник некий иной мир, очень интересный, по-моему, и непохожий на тот, с которым встречались ранее.

В “Ангелах…” я выступал и как художник, потому фильм мне особенно дорог.

– Что объединяет его с вашими прежними работами?

– Вероятно, тема конфликта, уничтожения цивилизаций и культур, и не каких-то отдельных, а – сейчас я это понимаю – всех, наверное. Об этом и снимаю – о межцивилизационных непониманиях.

“Ангелы” – картина о людях, зажатых между двумя цивилизациями – революционными авангардистами и хантыйскими шаманами. В этой картине нет отрицательных героев, просто все разные, и одни не могут по-другому, и другие не могут. Потому и снимать было так интересно.

– Но сюжет о том, как одна культура или цивилизация пытается подмять другую, бесконечен, разыгрывается не первое тысячелетие, и чем все кончится в каждом отдельном случае известно заранее. Так что же, ничего радостного ждать не стоит?

– Ну, почему не стоит? На самом деле речь всегда о бесконечном конфликте малой культуры и прогресса. Понятно, что прогресс, несущий с собой некий комфорт, подминает и стирает малые культуры и языки. Под прогрессом можно понимать и глобализацию, а остановить ее можно теперь только обрывом связей, коммуникаций между людьми, ибо прогресс неразрывен с телевидением и интернетом, противостоять чему невозможно. Выхода тут нет, разве что какая-то глобальная катастрофа, но ее-то как раз и не хочется. Остается только по мере сил стараться замедлить исчезновение малых культур.

– Показалось, что вы сняли кино про людей, которых погубили их талант, вера в идею, одержимость…Алексей Федорченко

– Тема художника в революции, художника и революции в русском искусстве ХХ века начиналась с Александра Блока, который встретил новое время с энтузиазмом, а потом заморил себя голодом, осознав, что произошло.

Наши герои не столь принципиальны в сравнении с Блоком, и потом дело происходит уже в 34-м году, маузеры и шашки остались позади, каждый нашел себя в творчестве, выбрав себе по душе, кто поэзию, кто режиссуру, кто скульптуру. Разумеется, они пребывали в какой-то своей внутренней эмиграции, но им искренне хотелось нести в массы прекрасное и высокое. Но тем, чью жизнь им так хотелось изменить и украсить, прекрасным казалось совсем иное, им было нужно не чужое прекрасное, а свое, отсюда конфликт и его разрешение.

– Как “сочинялись” герои картины?

– Когда я решил для себя, что мои герои будут авангардистами, я перебрал биографии порядка четырехсот художников, связанных с авангардом, выбирал то, что казалось особенно важным, и отдавал найденное своим персонажам. Потому у нас даже у эпизодических персонажей есть свои реальные прототипы. Я мало что придумывал, все это реальные судьбы. Потому, возможно, картина и получилась фантасмагорией, что в ней ничего не придумано. У каждого своя невыдуманная история, отсюда и рождается сочувствие.

Вообще то, “Ангелы…” построены по принципу “Семи самураев” Куросавы – полфильма компания собирается, полфильма занимается делом.

Я рад, что в этой истории мне повезло с командой, с замечательными артистами. Дарью Екамасову я снимаю уже в третьей картине. Алексей Солонцев работает в Старом Осколе. Костя Балакирев из Москвы, он играл, кстати, роль трупа в балабановском “Грузе 200” и замечательно в “Стилягах” Тодоровского. Олег Ягодин – ведущий актер екатеринбургского “Коляды-театра”. Павел Басов тоже из Москвы.

– Когда в сети появились трейлеры вашей картины, то не заставили ждать себя и комментарии пользователей, которые нередко сводились к тому, что это кино для тех, кто испытывает ностальгию по невозвратным временам. А нам, молодым, это… ну, и так далее.

– Отношение к фильму – личное дело каждого, более того, говоря по правде, я об этом сильно и не задумываюсь. Когда-то я сразу решил для себя, что прокат не мое занятие, я не прокатчик, а режиссер, и когда меня спрашивают о прокате, то всегда отвечаю, что не знаю, мне это неинтересно. А в данном случае речь вообще о людях, которые фильма не видели и, не знаю, увидят ли. И в том не их вина, у нас такая ситуация, данность.

Беседовал Николай ХРУСТАЛЕВ
«Экран и сцена»
№ 23 за 2014 год.