Светлая тень

2-3-2_21Вера Федоровна Комиссаржевская родилась 27 октября 1864 года по старому стилю. Ровно 150 лет назад. Светлой, крылатой тенью назвал актрису Александр Блок, узнав о ее кончине. Юбилей отметили в Петербурге возложением цветов к надгробию Комиссаржевской в Некрополе мастеров искусств. Юбилейный вечер состоялся 8 ноября в театре, носящем имя актрисы, на его сцене она играла с 1904 по 1906 год. Важным событием стала презентация книги Юлии Рыбаковой “В.Ф.Комиссаржевская. Эти огненные письма. Письма В.Ф.Комиссаржевской к Н.Н.Ходотову”, недавно изданной Петербургским музеем театрального и музыкального искусства. “ЭС” беседует с автором, самым авторитетным исследователем жизни и творчества В.Ф.Комиссаржевской.
– В заглавии письма названы огненными.
– Так назвал их писатель Степан Скиталец. Николай Ходотов показал ему заветную тетрадь, куда он переписал послания актрисы (подлинники он вернул В.Ф., и она их уничтожила).
– Что вам кажется самым интересным в этих письмах сегодня?
– Актриса очень мало говорит о ролях. Письма Комиссаржевской – идеальное зеркало трех лет ее жизни, с 1900 по 1903 год.
– Роман с Ходотовым – самый счастливый в ее жизни.
– Безусловно. Она всю жизнь нуждалась в романах. Они были разными, дружескими, товарищескими. В одних она была ученицей. В других – наоборот. Роман с Валерием Брюсовым был игрой в символизм. Стихи поэта, ей посвященные, сухие, надуманные. А она пытается подстроиться под его стиль. С Ходотовым все по-другому. Для меня было открытием, когда я увидела в книгах библиотеки Ходотова подчеркнутые В.Ф. строчки. Письма к нему полны важными для нее цитатами. Признаюсь, я читала письма с волнением. Вера Федоровна прощается с Николаем Николаевичем, она его отпускает, хотя любовь не кончилась. И расставание было невероятно мучительным. Ходотов удивляется, почему она не берет его в свой театр? Почему не велит ему уходить с Александринской сцены? Он говорил: я буду таким, как вы хотите. Как человек независимый, Вера Федоровна сделала Николаю Николаевичу дорогой подарок: отпустила на свободу. Это я осознала в ходе работы.
– Как вам кажется, что сегодня важно и современно в образе актрисы?
– Мне близко понимание Комиссаржевской Федором Степуном. В статье, опубликованной в журнале “Студия” (1912, № 16), он писал о ее Ларисе: “Все, что называется “Бесприданницей” разрушено: художественное произведение как бы превращено в груду развалин… ее душа относится куда-то далеко… ввысь. Слова, реплики, чем дальше, тем более перестают быть словами, это музыка… но вот минута, и музыки нет, есть только восторг, порыв и парение…”
– 4 и 5 марта 2015 года в Венеции будет проходить конференция “Вера Комиссаржевская встречается с Элеонорой Дузе. Жанна Д’Арк русской сцены и богиня итальянского театра”.
– Инициаторы акции – Донателла Габрилович и Сentro Studi Teatro. Донателла в 80-е годы была стажером в Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина, писала работу о Головине, занималась Серебряным веком. И тогда же заинтересовалась Комиссаржевской. Мы встречались с ней в Петербурге, она приходила в Театральный музей.
– Вы считаете сравнение Дузе с Комиссаржевской правомочным?
– Несмотря на все различия, существуют общие черты. И та, и другая разрушали драматургическую ткань роли и выходили за ее пределы в свои собственные миры, и этим пленяли зрителей. Они встречались во время гастролей итальянской актрисы в Петербурге. Дузе обещала прийти на “Бесприданницу”, но не смогла.
– Вы поедете в Венецию?
– Собираюсь. В своем сообщении я хочу рассказать о фонде фотографий актрисы в нашем музее. О фотографиях как источнике изучения ее творчества.
– В самом деле, эти фотографии в жизни и в ролях – говорящие. Я знаю многих (не только театроведов), кто хранит их дома как важную реликвию семейного архива. Хорошей вам поездки!
– Спасибо.

Беседовала Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена»
№ 21 за 2014 год.