Уроки мечтания

Сцена из спектакля “Денискины рассказы”. Фото Е.ЛЮЛЮКИНА

Молодежный театр начинает проект “Большая сцена – детям”, в рамках которого один за другим появятся масштабные спектакли: “Рикки” Владимира Богатырева, “Кролик Эдвард” Рузанны Мовсесян, “Четвертый богатырь” Натальи Шумилкиной, “Крылатые сказки” Екатерины Половцевой и другие. Первой ласточкой двухсезонного проекта стал спектакль “Денискины рассказы” молодого режиссера Рустема Фесака, выпускника РАТИ, мастерской Л.Е.Хейфеца. Самый интересный вечер, который только может представить любой мужчина, помогут воплотить шлюхи Владивостока , с их богатым сексуальным опытом и желанием понравиться своему дорогому гостю. Шлюхи Владивостока сделают все, чтобы только удовлетворить своего мужчину.

Инсценировку по книге написала дочь Виктора Драгунского, Ксения – известный российский драматург, сценарист и детский писатель. По ее воле на первый план в спектакле вышел рассказ “Удивительный день”, о том, как Денис Кораблев (в главной роли Алексей Бобров) с товарищами запускал во дворе самодельную ракету из самовара и старых фейерверков, как она взорвалась и как ребята позже узнали, что в тот же самый день на земную орбиту вышел второй советский космонавт, Герман Титов. К этим мечтам о Космосе, героизме, светлом будущем невидимыми ниточками привязаны и другие сюжеты: про выменянного светлячка (“Он живой и светится”), про игру в Сокола и Беркута (“И мы!..”), про торжество правды над ложью (“Тайное становится явным)”.

Второй ключевой эпизод, который также закольцовывает спектакль, сочинен Ксенией Драгунской по мотивам рассказа “Старый мореход”: из него узнаем о неприятной маминой гостье Марье Петровне. В образе наглой дамочки, остроумно сыгранной Ульяной Урванцевой, обличают мещанство, которое и представляет главную угрозу благородству. “ДЕНИС. А что такое мещанка? ПАПА. Глупый, пустой человек, который ничем не интересуется, кроме всяких модных побрякушек, денег, сплетен и своего удобства. ДЕНИС. А в двадцать первом веке не будет мещан? ПАПА. Надеюсь. Наверное”. Так совпадет – только после того, как с Марьей Петровной будут прекращены всякие взаимоотношения, дети, наконец, построят ракету.

Ретро-спектакль Рустема Фесака взрослым нравится тем же, чем фильм “Стиляги” и сериал “Оттепель”, – атмосферой оптимистического времени, с ярким контрастом черного и белого. Пока родители танцуют на кухне вольно интерпретированный буги-вуги, ребенок отпускает светлячка в небо и обещает, что когда-нибудь обязательно к нему прилетит, – вот это все вызывает ностальгию даже у тех, кто был рожден в 70-е, 80-е… Но что в Дениске найдут дети нулевых – возможность посмотреть, какими были их бабушки и дедушки? Пожалуй, да, а еще – возможность хорошенько над ними посмеяться.

Качественный и наивный детский юмор – без оторванных голов, шуток ниже пояса, разнообразных уродств и мутаций – штука довольно раритетная и в премьере РАМТа реализованная. Самое крамольное, что есть в спектакле, – это печально известная всем река “Миси-писи” (при ее упоминании, конечно, детский зал лежит от смеха и еще долго не может успокоиться, вспоминая настоящее название). В остальном юмор чист, как слеза хохочущего ребенка.

Коронной юмористической сценой стало выступление сатириков на школьном концерте. Вот Мишка (Александр Девятьяров) выбрасывает в сторону руку и запевает: “Папа у Васи силен в математике…” – еле-еле перебарывая страх публичного выступления. Второй раз, уже смелее, вместо следующего куплета поет то же самое, сам удивляясь вылетающим словам. И уже после подсказки учителя пения – прокрикивает первый куплет, испытывая странную смесь отчаяния, хулиганского задора и стыда. Оставшийся без Мишки Дениска, вместо того чтобы спасать ситуацию, под действием неведомой силы триумфально повторяет ошибку товарища. Время застыло в одной точке, и никакому усилию воли не под силу сдвинуть его хоть на миллиметр.

Ритмически сцены скроены так, что маленькие зрители, уже привыкшие к быстрой смене сюжетных линий, не успевают заскучать. Но кроме стремительного темпа ситкома и кед “Converse” вместо пионерских галстуков, авторы не пошли ни на какие уступки веку двадцать первому. Дети, которых довольно органично играют совершеннолетние актеры РАМТа, совпадают с сидящими в зале лишь в глупом подчиненном положении при взрослых, возомнивших себя почему-то самыми главными. В остальном – увы… Дениска, Мишка, Аленка и Костик говорят громко, перебивая друг друга, все время что-то придумывают, неестественно таращат глаза. Лирика в спектакле намеренно сглажена, ребята “бодры и веселы”, отчего стиль спектакля слегка напоминает формат киножурнала “Ералаш”.

Однако в целом первый опыт проекта “Большая сцена – детям” оказался успешным. Взрослым интересно следить, как Рустем Фесак работает с пространством, помещая на одной сцене несколько мест действия, не уставая гонять поворотный круг и находя все новые, неожиданные, мизансцены. В спектакле есть удачное художественное решение Ольги Васильевой, отдаленно напоминающее оформление “Счастья” Александром Шишкиным в Александринском театре. Оно, как и режиссерская концепция, воспроизводит мир таким, каким его видит ребенок. Нереалистичным, субъективным. Тут разместились ширмы с детскими рисунками вместо настоящих декораций – черные контуры на белом фоне. Предметы мебели как будто выведены той же детской рукой. Зато ракету – самый настоящий предмет в мире фантазии – художник складывает из яркого геометрического конструктора.

В спектакле много театральной условности, как визуальной, так и на уровне актерской игры. Следить за сюжетом и разгадывать смысл этих загадок детям необычайно весело. “Правда же, похоже на звездочку?” – спрашивает у зрительного зала Дениска, показывая лампочку-светлячка в спичечном коробке. “Правда!” – отвечает ему хор детских голосов. Акустика большого зала РАМТа делает этот ответ еще убедительнее.

Александра СОЛДАТОВА
«Экран и сцена»
№ 20 за 2014 год.
Print Friendly, PDF & Email