БДТ вернулся домой

• Фото Е.ДМИТРИЕВСКОЙПервым спектаклем в обновленном БДТ имени Г.А.Товстоногова стал “Дядюшкин сон”. Его сыграли 5 октября. В главной роли – всеми любимый, недавно отметивший юбилей, Олег Валерианович Басилашвили.
На неделю раньше, 28 сентября, в день рождения Товстоногова, состоялась торжественная церемония открытия, которую назвали “Возвращение”. В гардеробе, в фойе зрители придирчиво оглядывались по сторонам. “Ну, вроде все, как было”, – с облегчением сказал один из знакомых. А знакомых друг с другом здесь оказалось большинство.
По парадной лестнице можно было подняться в музей и увидеть его преображенным (новый дизайн придумал Михаил Бархин, ученик главного художника БДТ Эдуарда Кочергина). Эскизы А.Н.Бенуа, К.П.Петрова-Водкина, А.Г.Тышлера, М.З.Левина, воскрешающие историю театра послереволюционной, довоенной поры, фотографии, костюмы, напоминающие о товстоноговских спектаклях.
Зрительный зал восхищает своей нарядностью. Позолоты ровно столько, сколько нужно, чтобы доминировал сине-бирюзовый цвет, свойственный этому театру. Отныне публике явлен новый синий занавес, возникший по проекту Эдуарда Кочергина. Занавес украшен гербом БДТ, созданным Владимиром Щуко, художником легендарного “Дон Карлоса”, спектакля, с которого начинался Большой Драматический.
Пока зрители рассаживались, на экране возникали лица артистов, режиссеров, дирижеров, людей знаменитых и незнаменитых – участников документального видеопроекта “Мой БДТ. Монологи” (куратор Борис Павлович). Так, Алексей Бартошевич (внук дебютировавшего на этой сцене в 1896 году Василия Шверубовича, впервые подписавшего контракт с театром, тогда Суворинским, псевдонимом – Качалов) говорил о своих студенческих впечатлениях, об особом чувстве не просто теп-лоты, а высокой температуры, излучаемом пространством БДТ Товстоногова, о предчувствии восторга, театрального счастья.
Андрей Могучий, возглавивший театр в 2013 году, открыл вечер словами: “Мы рады вам. Мы долго ждали этого, очень важного момента. Мы кланяемся золотой эпохе Георгия Александровича Товстоногова. БДТ всегда был генератором смыслов. Это было, есть и будет. Мы с надеждой смотрим в будущее”. Он задал верный тон, неформальный, домашний, объединивший сцену и зал. “Что такое ремонт Большого театра, знаем только мы с Могучим, – сказал Анатолий Иксанов. – Три года Арлекины и Коломбины скитались, но выстояли, не стали “балаганчиком”. Выстояли потому, что всегда были сплоченным коллективом”. Валерий Фокин напомнил о том, что именно Андрей Могучий делал в 2008-м церемонию открытия возрожденного Александринского театра, где позже поставил несколько ярких спектаклей. Он подарил новому худруку тетрадь с красноречивой надписью на обложке: “Что делать?”.
Наверное, правильно было бы назвать этот вечер собранием петербургской интеллигенции. Почетный гражданин Петербурга, писатель Даниил Гранин назвал БДТ гордостью города наряду с Медным всад-ником, Эрмитажем и белыми ночами. Светлана Кармалита вспоминала, как в молодые годы видела на этой сцене “Идиота” с Иннокентием Смоктуновским. Георгий Товстоногов не раз защищал фильмы Алексея Германа. “Приличные люди должны знать друг друга в лицо”, – сказала она.
Первым зрителям показывали возможности переоснащенной сцены. Звучал неповторимый, с бархатными обертонами голос Георгия Александровича: “Тридцать шагов в длину. Двадцать в глубину. Вверх – на высоту занавеса… Здесь можно разместить мир…” На экране – фрагменты из великих спектаклей в исполнении замечательных актеров.
В финале публику ожидало двадцатиминутное действо. Его открыли Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих – Фирс и Шарлотта из “Вишневого сада”. Реплики из чеховских пьес, из горьковского “На дне” подхватывали Георгий Штиль, Геннадий Богачев, Елена Попова, Марина Игнатова, Сергей Лосев… Постепенно на сцене оказалась вся труппа.

Исторический момент возвращения театра домой могли зафиксировать зрители – каждого ждал на кресле пакет с фотоаппаратом. Жест символический. Прав Георгий Александрович: “Концепция спектакля лежит в зрительном зале”. Именно публика во многом будет определять судьбу обновленного БДТ.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена»
№ 18 за 2014 год.