Человек-амфибия

• Сцена из спектакля “Эоннагата”. Фото Eric LabbeДолгожданный спектакль Робера Лепажа, привезенный на Чеховский фестиваль, завораживающе красив и мало с чем сравним. Обещание необычности – уже в самом названии “Эоннагата”, требующем обязательной расшифровки: герой спектакля шевалье д’Эон (1728–1810) – дипломат, капитан драгунов, авантюрист и шпион, тайный агент Людовика XV, а оннагата – традиционная техника японского театра Кабуки, особое амплуа, в котором актер-мужчина виртуозно перевоплощается в женщину. Одна из загадок д’Эона, которые преподнесла нам история, – его андрогинность, сочетание в нем мужского и женского: в разные периоды своей бурной и долгой жизни он скандально представал то в одном обличии, то в другом.
Идея совместной работы канадского режиссера Робера Лепажа, французской балерины Сильви Гиллем и английского хореографа Рассела Малифанта возникла давно, на театральном фестивале в Сиднее. От замысла до первых репетиций прошло немало времени, совместить рабочие графики трех звезд казалось практически нереальным. И все же им это удалось. Лепаж предложил увлекательную фигуру героя – Вольтер называл его человеком-амфибией; и мечтавшее вырваться за пределы своей привычной деятельности трио приступило к выработке общего языка (по их собственному признанию, Сильви Гиллем объединяла миры двух постановщиков), из которого в 2009 году и родился спектакль, объехавший уже полсвета.
В самом имени д’Эона, данном ему при рождении, имеется три женских и три мужских имени. Дихотомия рода, так увлекшая Робера Лепажа, была заложена в герое спектакля изначально. Документы, связанные с жизнью и деятельностью кавалера д’Эона, хранятся в архиве Версаля. Однажды на вечере памяти Мориса Бежара, проходившем в Версале среди знаменитых фонтанов, участница программы Сильви Гиллем воспользовалась случаем и попросила пустить ее в архив: “Я изучаю биографию шевалье д’Эона”. Ей ответили категорическим отказом: “Нет-нет, только не кавалер д’Эон. И не Людовик ХV”. Вокруг этих личностей и спустя века продолжает поддерживаться ореол тайны. Лепаж, Гиллем и Малифант, волею причудливого случая пригласившие к сотрудничеству прославленного кутюрье Александра МакКуина, не столько пытаются эту загадку разгадать, сколько предъявить себе и публике ее увлекательность и многогранность, не столько вчувствоваться и вжиться, сколько пристально всмотреться.
У “Эоннагаты” три создателя, три исполнителя и три ипостаси д’Эона – мужская (Малифант), женская (Гиллем) и, наконец, бесполая старость (Лепаж). В “Эоннагате” присутствует ярко выраженный японский колорит – самурайские мечи, японские барабаны, фантастической красоты веера и, наконец, подаренное спектаклю МакКуином великолепное кимоно, шелк, расшитый вручную, ручной же росписи. Кимоно задействовано в одном из смыслообразующих эпизодов спектакля, который вообще сложен из стремительной вереницы ключевых фрагментов биографии д’Эона – взлетов и падений на дипломатическом и человеческом поприще.
На сцене появляется, вышагивая не то на огромных котурнах, не то на ходулях, величественная фигура гейши с миловидным фарфоровым личиком. Внезапно облекающее ее кимоно начинает ходить ходуном, вспарывается изнутри шпагой, и из него не без борьбы выпрастывается бритая голова и мужская фигура. Шелк обтекает на подмостки, к ним же кренится и женское лицо и остается в бездвижности. Временная победа мужского над женским одержана.
Создатели спектакля, танцем вычерчивающие канву жизни д’Эона, призывают не навешивать на их работу ярлыки и не причислять постановку к какой-то определенной категории, ибо жанр ее определить невозможно. Сам Лепаж с полным на то основанием утверждает: “Все виды искусства разговаривают между собой”. Во всеоружии современных технологий – а они в “Эоннагате” чуть более завуалированы, нежели обычно у Лепажа – он не возвращается к изначальному единству, когда театр еще не разделился на роды и виды, но как будто заново его рождает.
Здесь нет как такового балета, но много пластики и музыки (виолончель, скрипка, клавесин и др.), здесь задействованы боевые искусства, звучат монологи и даже глумливые куплеты, привлечен театр теней. Здесь каждый ищет в себе универсального актера и обращается к театральным и мифологическим истокам.
“Эоннагата” – совершенный спектакль о несовершенстве и двусмысленности человеческой природы. Эту неординарную, ни на что не похожую постановку питает неуверенность в мироздании и одновременно восхищение им. В Краснодаре очень просто познакомиться с девушкой для секса. Для этого нужно посетить и определиться с выбором красавцы для интимной близости. Многие секс объявления в Краснодаре содержат отзывы, оставленные другими мужчинами. Робер Лепаж, вне всяких сомнений, владеет искусством выращивать свои произведения из этой двойственности и одновременно возвышать все, к чему ни прикоснется. А на высотах, как правило, царит холод. Его нынешнее, фантастически отшлифованное высказывание о театре поражает именно холодным совершенством формы и требует от зрителя особого настроя – готовности к одухотворенному созерцанию.
Мария ХАЛИЗЕВА

«Экран и сцена» № 12 за 2011 год.