Волшебство без подтекста

Фото А.КУРОВА
Фото А.КУРОВА

Пятнадцатый Международный театральный фестиваль имени А.П.Чехова, открывшийся в мае космогонической мистерией на музыку оратории Гайдна “Сотворение мира”, завершился в последних числах декабря иллюзионным шоу SNAP из Южной Кореи. Между этими датами – больше половины трудного 2021 года, отмены и переносы спектаклей, и вопреки всему состоявшиеся показы. Каким чудом в августовской Москве оказались артисты из Италии, сыгравшие “Вишневый сад”? Каким запасом фантазии и изобретательности нужно обладать, чтобы адаптировать для показа в Москве спектакль “Возвращаясь к Монтеверди” в ситуации, когда финская танцевальная труппа, занятая в нем, оказалась заперта в карантине? Ответы на эти вопросы знает только фестивальная команда, показавшая пример стойкости и оптимизма.

Наверное, именно таким должен был стать финальный аккорд: радостным, увлекательным, волшебным. Спектакль SNAP создан в стилистике “нового цирка”, в котором трюковые номера объединены в общую образную систему. Чеховский фестиваль давно выступает пропагандистом этого жанра и регулярно знакомит с его достижениями.

Южнокорейская компания Grue Jarm аттестует свою миссию как соединение реального и воображаемого миров. Ее специалисты стажировались в Cirque du Soleil, что заметно по динамике и изящной композиции представления. К этому добавлены современные технологии, служащие созданию неожиданных визуальных образов и иллюзий. И, конечно, люди – в послужном списке каждого из тех, кто выходит на сцену, победы на национальных и международных конкурсах артистов цирка.

Так все-таки что такое SNAP: шоу или спектакль? С одной стороны, перед нами классическая схема ревю: несколько номеров в исполнении высочайшего класса артистов перемежаются интермедиями-связками. Интермедии идут перед закрытым занавесом, номера-новеллы занимают всю глубину сцены. Каждое раскрытие занавеса – новая поэтическая зарисовка, рассказывающая о том, как предметы внезапно появляются из воздуха и так же внезапно исчезают, как оживают и улетают пятна краски и нарисованные бабочки.

С другой стороны, три чудаковатых героя, вздумавшие ломиться в наглухо запертую и для верности замотанную цепями дверь, играют гораздо большую роль, чем просто коверные “нового цирка”. Они – первооткрыватели сказочной вселенной, разные фрагменты которой возникают перед ними и нами. Проникновение чуда в повседневность, его тайна и обыденность составляют суть практически любой волшебной сказки. Героев ведет красный платок, обретающий в начале спектакля способность летать и увлекать всех за собой.

Очень удачно подошла для спектакля Новая сцена Театра на Таганке. Ее ассиметричный зал как будто немного расфокусирован, разомкнут вовне. Корейские артисты сполна отыграли эту особенность, использовав и дополнительную площадку сбоку: один из трех исследователей волшебного читал там книгу, со страниц которой вырывались языки настоящего пламени.

Следя за ловкостью рук артистов-манипуляторов, все время пытаешься догадаться, каким образом устроены их трюки. Так, яблоко перелетело из одной коробки в другую: понятно, во второй коробке “заряжено” точно такое же. Из ниоткуда возникает рука, берущая яблоко: понятно, третья рука, держащая коробку сбоку, фальшивая. Отгадки не мешают получать удовольствие, напротив, только укрепляют восхищение мастерством. А потом прочная палочка рассыпается в мелкий песок, и отгадки нет. Ты снова ребенок, над которым подшутил взрослый. Не зря в состав постановочной группы SNAP входит специалист по магии.

Последний номер программы полностью основан на видеомэппинге. В центре сцены стоит человек в яркой разноцветной одежде. Мгновение – и все краски исчезают, оказавшись плодом видеопроекции. Мечтатель (так зовут героя) раскрывает белый зонтик, и по нему начинают плыть огромные рыбы, скрываясь на краю и вновь появляясь на белом кубе по соседству. Технический расчет не менее виртуозен, чем, скажем, в “Трех сестрах” Сюзанны Кеннеди. Но если современный режиссерский театр наполняет волшебство мрачным подтекстом, азиатские волшебники простодушно радуются чуду и делятся им с нами.

Шоу, которое придумал и поставил продюсер Каса Ким, побывало уже во многих странах. Иллюзионисты из Кореи гастролировали на Бродвее, показывали свое искусство на эдинбургском Фриндже. В Москву они приехали очень вовремя: доброго волшебства нам сейчас особенно не хватает.

Дмитрий АБАУЛИН

«Экран и сцена»
№ 1 за 2022 год.