Играть Островского или играть с Островским

Сцена из спектакля “Бесприданница”. Фото предоставлено фестивалем
Сцена из спектакля “Бесприданница”. Фото предоставлено фестивалем

Под занавес года в Санкт-Петербурге прошел первый Всероссийский театральный фестиваль “Вперед к Островскому!”. Почти целый век назад, в преддверии столетнего юбилея великого драматурга, Анатолий Васильевича Луначарский призывал театральных людей вернуться “назад, к Островскому”, подчеркивая важность традиций национального театра предшествующего времени. С тех пор прошло еще сто лет, и за полтора года до новой юбилейной даты Александра Николаевича лозунг Луначарского перефразирован в названии нового фестивального проекта театра-фестиваля “Балтийский дом”: “Вперед к Островскому!”. Не только перефразирован, но и переосмыслен. Казалось бы, Островскому грех жаловаться на невнимание театров и зрителей, его пьесы ставятся регулярно и повсеместно, но… Полтора десятка пьес из полусотни, Островским написанных, еще можно считать репертуарными, однако значительная часть его драматургического наследия практиками театра так и не освоена. Да и с теоретиками та же история – за последние десятилетия вышла всего пара книг, ему посвященных. Для примера, в Англии о национальном гении Шекспире каждый год выходит по несколько работ. Поэтому, конечно же, вперед – к Островскому!

Фестиваль собрал спектакли театров из Москвы, Петербурга, Казани, Ульяновска, Воронежа и Владикавказа, поставленные в разные годы последнего двадцатилетия. Практически вся фестивальная афиша состоит из “хитов” драматурга – “Гроза”, “Бесприданница”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Доходное место”. Понятно, что когда речь идет о постановке шедевров, спектакль так или иначе должен носить программный характер. Поэтому, несмотря на относительно скромный масштаб фестиваля, некоторое представление об основных тенденциях подходов театра XXI века к драматургии Островского он, конечно, дает. Здесь и “дорежиссерский” Островский в “На всякого мудреца довольно простоты” (режиссер Владимир Бейлис) Малого театра со сценическими приемами его эпохи: традиционный павильон, условность быта и характеров, монологи в публику, комедийность скорее водевильного, чем сатирического толка. Здесь же “эстетизированный” Островский в спектакле Казанского театра имени В.И.Качалова “Глумов” (режиссер Александр Славутский) с его почти хореографической стилистикой. Театральная традиционность по-своему переосмыслена в очаровательном фарсовом “Лесе” (режиссер Богдан Петканин) Русского театра имени Е.Вахтангова из Владикавказа. Внешне традиционна “Женитьба Белугина” (режиссер Валентина Виноградова) театра “Балтийский дом” с яркими и вполне современными характерами – наверное, можно назвать такого Островского “актерским”. Пример “психологизированного” Островского, прямого предшественника Чехова, можно увидеть в “Доходном месте” (режиссер Дмитрий Астрахан) Владимирской драмы. А в спектакле “Волки и овцы” (режиссер Анджей Бубень) “Балтийского дома” явно ощутимо влияние европейского интеллектуального театра XX века. Тут же и “актуализированный” Островский в “Бесприданнице” (режиссер Владимир Золотарь) Ульяновского театра имени И.А.Гончарова, где действие перенесено в наши дни. Или еще один вариант временного смещения в “Грозе” (режиссер Михаил Бычков) Камерного театра Воронежа – события хрестоматийного сюжета происходят в советскую эпоху, и это уже не актуализация, а скорее мифологизация Островского.

Сцена из спектакля “Глумов”. Фото предоставлено фестивалем
Сцена из спектакля “Глумов”. Фото предоставлено фестивалем

Об актуальности пьес Островского спорить не приходится, сегодняшняя действительность с шумными коррупционными скандалами, банкротствами, финансовыми аферами и бешеными деньгами делает их ныне еще более узнаваемыми, чем, скажем, 50 лет назад. А уж тем более не устарели характеры русских людей, столь колоритно Александром Николаевичем описанные – человек вообще меняется мало. Но как реалист и психолог драматург тесно связывает характеры и ситуации со своим временем, его стилем, речью, поведением. Что и является главной проблемой в попытках радикального осовременивания. Играть Островского или играть с Островским, вот, собственно, главный вопрос, на который театры ищут ответы – с разной степенью убедительности. Что, впрочем, не мешало фестивальной публике горячо и живо реагировать на сюжетные повороты и характеры героев Островского, боюсь, что для многих впервые открытых.

Конечно же, Островский – актерский драматург, фестиваль это еще раз доказал, представив череду первоклассных работ. В спектакле владимирцев замечательный ансамбль, но даже на его фоне две роли я бы назвал превосходными – это очень современный Жадов Александра Аладышева и впечатляющий Юсов маститого Николая Горохова. Абсолютно современна и Лариса Огудалова Анны Дулебовой в спектакле ульяновцев. Неожидан Буланов Роберта Кисиева в “Лесе” владикавказцев. А небольшую роль Турусиной в казанском “Глумове”, сыгранную Светланой Романовой, я бы назвал маленьким актерским шедевром – и опять же это абсолютно сегодняшний характер. Не менее понятен нам и дуэт Мурзавецкой и Чугунова, блестяще сыгранный Натальей Парашкиной и Юрием Елагиным в спектакле “Волки и овцы”. Да и другие персонажи Островского в фестивальных спектаклях смотрелись свежо и органично. Потому что именно человек неизменно в центре внимания драматурга, человек, во всей сложности и парадоксальности его натуры.

О сценической судьбе драматургии Островского и проблемах его сегодняшнего осмысления шла речь на вошедшем в фестивальную программу круглом столе, собравшем теоретиков и практиков театра. Среди участников были руководитель фестиваля и театра “Балтийский дом” Сергей Шуб, ректор Щепкинского училища и заместитель художественного руководителя Малого театра Борис Любимов, заведующий кафедрой русского театра РГИСИ Александр Чепуров, руководитель Школы русской драмы Семен Сытник, театроведы Олег Лоевский, Николай Песочинский, Евгения Тропп. Внушительно выглядел и список принявших участие в круглом столе режиссеров, среди которых Анатолий Праудин, поставивший совершенно уникальную “Бесприданницу”, многократно обращавшийся к пьесам Островского Геннадий Тростянецкий, Григорий Козлов, выпустивший когда-то незабываемый “Лес” в Театре на Литейном, а также постановщики спектаклей, включенных в программу фестиваля: Анджей Бубень, Владимир Золотарь, Александр Славутский. Примечательно, что круглый стол проходил в актерском фойе Александринки, где Александр Николаевич читал свои пьесы артистам – это, конечно же, создавало ощущение его участия в разговоре. Общий пафос собрания, быть может, наиболее точно выразила в своем выступлении автор книги “В спорах о России. Островский” Татьяна Москвина: “Вселенная Островского еще ждет своих героев”.

Возвращаясь к Луначарскому, хочется напомнить, что на его призыв выдающиеся режиссеры того времени ответили целой чередой новаторских постановок пьес Островского, вошедших в историю русского театра – “Лес” и “Доходное место” Вс.Э.Мейерхольда, “Гроза” А.Я.Таирова, “Горячее сердце” К.С.Станиславского – подчеркивая актуальность его драматургии в новое театральное время. Хочется верить, что звучащий сегодня лозунг “Вперед к Островскому!” как призыв к полномасштабному освоению его творчества будет услышан. Может быть, предстанет во всей своей эпической мощи “Снегурочка”. Возможно, кто-то почувствует шекспировский размах в исторических пьесах Островского. А кто-то откроет, наконец, зрителям красоту драматической поэмы “Не от мира сего” – последнего произведения великого драматурга.

Александр ПЛАТУНОВ

«Экран и сцена»
№ 1 за 2022 год.