Композитор года

Сцена из спектакля “Роделинда”. Фото Д.ЮСУПОВА/Большой театр
Сцена из спектакля “Роделинда”. Фото Д.ЮСУПОВА/Большой театр

“Отдавая дань восторга красотам генделевских опер, не приходится и мечтать об их возобновлении… Возможно, что по случаю каких-нибудь торжеств подобная попытка и будет иметь – но в виде исключения – успех. Никчемностью своих сюжетов оперы Генделя приговорены к смерти”. Так завершает две с половиной страницы, посвященные своему соотечественнику, немецкий музыковед Герман Кречмар. Его “История оперы” была опубликована в 1919 году, всего за год до исторического события – первой в XX веке постановки оперы Генделя “Роделинда”, положившей начало ежегодному Генделевскому фестивалю в Геттингене. Случилось ровно противоположное тому, что предрекал ученый: оперы Генделя одна за другой вернулись на сцену. Современный режиссерский театр научился видеть в причудливых и запутанных сюжетах не дефект, а ресурс для работы мысли и воображения. Условные ситуации становятся для героев Генделя возможностью проявить безусловные и живые чувства.

Показателем спроса и интереса может служить книжный рынок. В 2014 году в издательстве “Аграф” был опубликован перевод монографии Силке Леопольд “Оперы Генделя”. В 2017 году “Молодая гвардия” выпустила в серии “Жизнь замечательных людей” увлекательную и содержательную биографию композитора, написанную Ларисой Кириллиной. Есть книги для школьников, есть для специалистов. Самое главное – музыка Генделя звучит в нашей стране как никогда часто. И если где-то в вышних мирах определяют композитора года, то представители России, возможно, отдадут свои голоса ему, а не Чайковскому, как обычно.

Уходящий год завершается декабрьской серией показов оперы “Ариодант” на Новой сцене Большого театра. Это уникальный для современной международной системы проката репертуара спектакль: он был поставлен Дэвидом Олденом в Английской национальной опере в 1993 году и до сих пор остается на сцене, теперь в России. Но самое главное – тенденция: это уже третья за шесть лет генделевская премьера Большого: “малый московский генделевский ренессанс” (назовем его так по аналогии со всемирным, начавшимся заметно раньше) стартовал в декабре 2015 “Роделиндой” в постановке Ричарда Джонса и продолжился в 2017 “Альциной” в режиссуре Кэти Митчелл.

В декабрьском репертуаре Московской филармонии – оратория Генделя “L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato” в исполнении легендарного французского ансамбля “Les Arts Florissants” под управлением Уильяма Кристи. В октябре звучала еще одна оратория – “Триумф Времени и Разочарования” с участием самой именитой российской барочной певицы Юлии Лежневой. Но самое главное событие для тех, кому дорога музыка Генделя, прошло в сентябре: за две недели в Концертном зале имени П.И.Чайковского были исполнены три оперы, оратория и программа “Музыка католического Ри-ма”, составленная из псалмов и мотетов.

Генделевский фестиваль Московской филармонии должен был пройти еще в 2020 году, ровно через век после первого фестиваля в Геттингене. Праздник, дважды перенесенный из-за коронавируса, все-таки состоялся, и тайное знание, доступное ранее избранным счастливцам, стало всеобщим достоянием: Гендель обладает накопительным эффектом. Каждая следующая опера не зачеркивает, а обогащает восприятие предыдущих, а четвертый подряд час в кресле концертного зала становится самым прекрасным (практически все концерты заканчивались в начале двенадцатого).

Фестиваль открывался той самой “Роделиндой”, с которой Гендель вернулся в Германию 1920 года и в Москву наших дней. И это был сюрприз: трактовка, предложенная дирижером Кристофером Мулдсом, стала совсем другой по сравнению с 2015 годом, более эмоциональной и чувственной. “Роделинда”, которой он дирижировал в Большом, и та, что он предложил слушателям концертного исполнения, рассказывали две разные истории. Освобожденная от насыщенного визуального ряда, опера получила новые акценты. И это был хороший мастер-класс для всех, кто любит в опере в равной степени музыкальную и сценическую составляющие: верность композитору не обязательно догматична, разные подходы не просто допустимы – необходимы.

Следом за “Роделиндой” звучали “Тамерлан”, “Юлий Цезарь” и духовная оратория “Феодора”. Вместе со звездным международным составом их исполнили незаменимый в подобных случаях вокальный ансамбль “Интрада” и два оркестра – Государственный академический камерный оркестр России и московский камерный оркестр Musica viva. И это видится отличным заделом на будущее: уроки мастерства и стиля, полученные в генделевском интенсиве, не попадут даром. Тем более, уже объявлена программа и открыта продажа билетов на следующий фестиваль, он запланирован на сентябрь 2022 года (три раза стучим по дереву, в тени которого поет свою знаменитую арию царственный Ксеркс).

Выйдя получать давно заслуженную награду, дух Генделя наверняка передаст привет своим российским друзьям, ведь их становится все больше, и лично Михаилу Фихтенгольцу. Когда двадцать лет назад молодой журналист и начинающий продюсер рассказывал, что вступил в международное Генделевское общество, это казалось милым чудачеством, а оказалось началом долгой и важной истории.

Дмитрий АБАУЛИН

«Экран и сцена»
№ 24 за 2021 год.