«Душа человека – свеча Всевышнего»

Кадр из фильма “Уроки фарси”
Кадр из фильма “Уроки фарси”

После сложного 2020 года Московский еврейский кинофестиваль вернулся к полноценному очному формату и прошел в минувшем октябре под слоганом: “Душа человека – свеча Всевышнего”. В его программе – традиционно лучшие современные фильмы на еврейскую тематику. Это более 50 картин из разных стран мира. Помимо показов были организованы образовательные события и Q&A сессии с создателями фильмов. Площадками киносмотра стали киноцентр “Октябрь”, кинотеатры “Иллюзион” и “Москино Звезда”, Центр документального кино, а также Еврейский музей и центр толерантности. Из нововведений 2021 года – презентация секции VR-кино и пометка Kosher Style, которой обладают все фильмы программы.

Жюри 7-го МЕКФ возглавил американо-канадский режиссер, сценарист и продюсер Вадим Перельман. Уроженец Киева, более 30 лет живущий в Лос-Анджелесе, прославился своей дебютной лентой “Дом из песка и тумана” (США, 2003, три номинации на кинопремию “Оскар”) – красивая в своём трагизме история о том, как разбивается пресловутая американская мечта.

Новая работа Перельмана “Уроки фарси” (Россия/ Германия/ Беларусь, 2020), вышедшая в российский прокат весной этого года, затрагивает тему Холокоста под непривычным углом. Картина вошла во внеконкурсную программу фестиваля. Но не только зрителям МЕКФ достался шанс пообщаться с режиссером: в Большом зале Дома кино после показа “Уроков фарси”, на финальных титрах Вадим Перельман поднялся на сцену и почти час беседовал со зрителями, что было для них более чем приятным сюрпризом.

Программа фестиваля настолько интересна и богата, что охватить все из намеченных мной картин физически не удалось. Из просмотренного документального и игрового кино выделю три работы.

“ЭТО БЫЛА НЕ ЛЮБОВЬ” (Израиль/ Австрия, 2020)

Пронзительная история трагической любви между узницей Освенцима и надзирателем СС (вспомним “Рай” Андрея Кончаловского и “Ночного портье” Лилианы Кавани) предстает в документальной ленте Майи Сарфати.

В 1942 году молодая красавица Хелена Цитрон была одной из той тысячи еврейских женщин, которых отправили в концлагерь Освенцим первыми. Там она вскоре привлекла внимание австрийского офицера СС Франца Вунша. Вунш безумно влюбился в Хелену, старался защитить, когда это было возможно. Ее родную сестру Розу спас от смерти в газовой камере.

Помимо яркой внешности Хелена была одарена вокально: эсесовцы часто просили девушку спеть. Фраза из популярной в то время песни и дала название фильму. А была ли это на самом деле любовь? Для Вунша, вероятно, Хелена – самая большая любовь всей его жизни. После войны он бережно хранил ее фотографии, делал из них аппликации. Кстати, именно этим приемом сценической анимации и воспользовалась режиссер для иллюстрации необычной истории любви. А своей дочери Вунш подарил медальон, где на одной стороне поместил свое фото, а на другой – Хелены.

Австриец долго искал Хелену, писал письма… Она их получала, но оставляла без ответа…

В 1972 году в Вене за свои военные преступления Франц Вунш предстал перед судом, на который в качестве свидетеля вызвали Хелену. Спустя 30 лет после Второй мировой войны они встретились в зале суда.

В этом правдивом и шокирующем фильме много кинохроники, интервью главных героев, членов их семей, а также выживших узниц Освенцима – “сокамерниц” Хелены. Лента затрагивает чрезвычайно значимые стороны человеческого бытия: совесть и достоинство, прощение, зависть, ответственность за свой выбор, семейные ценности. Вместе с тем, картина Майи Сарфати привлекает и романтическим посылом – ведь, все же, это история любви, пусть даже в страшных, экстремальных условиях.

“НЕ ВОЗНЕНАВИДЬ” (Италия/Польша, 2020)

Симоне, хирург еврейского происхождения, сын бывшего узника концлагеря, становится свидетелем автомобильной аварии в безлюдном месте. Увидев истекающего кровью немолодого мужчину, вызывает скорую. Пытаясь с помощью ремня остановить кровотечение, Симоне замечает на груди пострадавшего фашистскую свастику. Поколебавшись, врач снимает жгут и оставляет мужчину умирать.

Съедаемый чувством вины, Симоне пытается разузнать о семье погибшего. Да, тот действительно крупная фигура в неонацистской группировке, у него остались взрослая дочь и двое сыновей: восемнадцатилетний парень, ярый неонацист и антисемит, и школьник лет десяти. Чтобы успокоить свою совесть, Симоне старается помочь этой семье.

Драма “Не возненавидь” – дебют в полном метре режиссера и сценариста Мауро Манчини. Фильм был отмечен призами на многих международных кинофестивалях, включая Венецианский. А исполнитель главной роли – представитель известной актерской династии Алессандро Гассман – удостоен Премии Пазинетти за “Лучшую мужскую роль”.

Сила этой немногословной картины – в погружении зрителя во внутренние глубинные переживания персонажей. Авторы помещают героев в событийный вакуум, дабы дать наиболее громкое звучание главной теме. Антисемитизм был, есть и, к сожалению, будет. Меняется лишь его обличие. Каждый в ответе за свой выбор в непростой моральной дилемме.

Фильм покажут в ноябре на VIII Российско-итальянском кинофестивале RIFF. Правда, под другим названием (видимо, желание российских прокатчиков) – “Урок любви”. Не ярче оригинального, однако, точно передает смысл истории: прощение, сострадание, принятие того, кого ты считаешь врагом.

Кадр из фильма “Американский огурчик”
Кадр из фильма “Американский огурчик”

“АМЕРИКАНСКИЙ ОГУРЧИК” (США, 2020)

Ортодоксальный еврей Хершел Гринбаум и его жена Сара живут в европейском городке с забавным названием Шлюпск. На дворе 1919 год. В поисках лучшей жизни супруги переезжают в Америку, где Хершел устраивается работать на огуречную фабрику и там случайно падает в огромный чан с солеными огурцами. Именно в тот момент предприятие закрывают…

Спустя сто лет Хершела случайно обнаруживают: он “свеж как огурчик” и ничуть не изменился. Так наш герой оказывается в современном Бруклине, где находит своего единственного родственника – правнука Бена Гринбаума, фрилансера, разработчика мобильных приложений.

Фабула с перемещением героя во времени не нова, но все же авторам – режиссеру Брэндону Тросту и сценаристу Саймону Ричу – удалось, расставив правильные акценты и добавив ярких красок, создать взрывную сатирическую комедию с элементами драмы и фантастики. А главное, в рамках незамысловатой и очень смешной истории поговорить со зрителем о таких важных вещах, как истинные семейные ценности, вера, взаимоотношение поколений, память предков, прощение, принятие.

В фокусе этой сказочной истории тема и американской мечты, и влияния на нашу жизнь соцсетей, и бессмысленности социальных протестов, и успешного “еврейского” бизнеса. О, да! Прадед смог с нуля раскрутить “огуречный” бизнес: особым образом засаливать и успешно продавать консервированные огурцы. Да и в целом, Хершел по многим вопросам выглядит гораздо более логичным и правильным на фоне своего потомка-программиста.

Тот факт, что зрителю не сразу понятно, что обоих Гринбаумов играет один исполнитель – Сет Роген, безусловно, самый большой комплимент актеру. И как лингвист по первому образованию, не могу пройти мимо гениальной находки авторов: обыграть фонетически речь европейца из прошлого века Гершеля, наградив его режущим, во всяком случае, мое ухо топорным английским.

“Американский огурчик” – наиболее яркая, добрая и трогательная из комедий, представленных на фестивале. Она и рассмешит, и заставит задуматься, а порой и прослезиться.

Московский еврейский кинофестиваль – это не только кино, а еще и общение с создателями фильмов, познавательные встречи со специалистами из разных сфер: историками, журналистами, психологами. А после показа “Американского огурчика” зрителей ожидало и вовсе эксклюзивное мероприятие – мастер-класс гастрономического журналиста и шеф-повара Марианны Орлинковой “Кошерный посол”, где гости фестиваля не только узнали, что такое еврейские соленья, и как огурцы стали американскими, но и с огромным удовольствие, назло пандемии, распробовали различные изделия кулинарного искусства, осознав, что не только кино, но и еда объединяет мир.

Будучи зрителем МЕКФ со стажем, признаюсь, что мой интерес к этому кино-событию от года к году только возрастает, а теплая и душевная атмосфера фестиваля сильно привязывает к себе. Замечательные фильмы, глубокие и познавательные дискуссии помогают шире смотреть на проблемы, прямо или косвенно связанные с еврейской темой. А бывают еще неожиданные и даже шокирующие открытия.

Важнейшим событием 7-го МЕКФ стал фильм закрытия. «Показ на закрытии фестиваля киноработы Сергея Лозницы “Бабий Яр. Контекст” был невероятно значим. Не только потому, что в этом году 80 лет со дня трагедии, но и потому, что фильм являет собой подробное документальное исследование феномена массового уничтожения евреев на оккупированных территориях бывшего Советского Союза. Трагедия Бабьего Яра еще до недавних лет была мало исследована и мало освещена, несмотря на увековечивание памяти о ней во многих произведениях искусства», – проакцентировал президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

Искренне присоединяюсь к словам продюсера 7-го МЕКФ Константина Фама: “С каждым годом фестиваль становится все лучше и лучше. Я желаю, чтобы в следующем году залы были по-настоящему полны, чтобы все были здоровы, а мы искали себя и Бога, и искали друг друга, конечно же”.

ПРИЗЕРЫ 7-ГО МОСКОВСКОГО ЕВРЕЙСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

Лучший фильм – “ГОРОД У РЕКИ”, режиссер Виестурс Кайриш (Латвия/ Чехия/ Литва)

Приз жюри – “НЕ ВОЗНЕНАВИДЬ”, режиссер Мауро Манчини (Италия/ Польша)

Лучший короткометражный фильм – “ЕЕ ТАНЕЦ”, режиссер Бар Коэн (Израиль)

Лучший документальный полнометражный фильм – “ЭТО БЫЛА НЕ ЛЮБОВЬ”, режиссер Майя Сарфати (Израиль/ Австрия).

Особое упоминание жюри в номинации “Лучший документальный полнометражный фильм” – “ЛЮБОВЬ И ВСЯКОЕ”, режиссер Джудит Хелфанд (США)

Лучший документальный короткометражный фильм – “263 НОЧИ”, режиссер Ирина Тарасова (Беларусь/ Израиль/ Россия)

Особое упоминание жюри в номинации “Лучший документальный короткометражный фильм” – “ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ ЙОЗЕФА И ЦИЛЛИ”, режиссер Дин Голд (Канада)

Специальный приз общины 7-го МЕКФ “Самой кинематографически активной еврейской общине Европы” – “1618”, режиссер Луис Исмаэль (Португалия)

Награда фонда “Генезис” 7-го МЕКФ “За фильм с наибольшим образовательным потенциалом” – “ДЕТИ УИНДЕРМИРА”, режиссер Майкл Сэмюэлс (Великобритания/ Германия)

Приз имени Якова Каллера 7-го Московского еврейского кинофестиваля за “Лучший российский фильм 2021 года на еврейскую тему” – “УРОКИ ФАРСИ”, режиссер Вадим Перельман

Почетный приз “За выдающийся вклад в развитие еврейского кинематографа в России” – режиссеру Елене Якович

Вероника САРКИСОВА

«Экран и сцена»
№ 21 за 2021 год.