Праздник примирения

Фото Е.ЛАПИНОЙ
Фото Е.ЛАПИНОЙ

В одном старинном французском доме жила-была слегка странная семья, состоящая преимущественно из женщин, и была у них милая рождественская традиция. Сначала они наряжали вместо елки эффектную металлическую вешалку, а потом шумно выясняли отношения, прерываясь на танцы под песню о мимолетности счастья. Процесс срывания масок превращался в детективную игру с поиском убийцы хозяина дома, который к праздничному ужину оказывался жив и вполне бодр. Оставалось включить лампочки на вешалке, обняться и приступить к трапезе, простив взаимные обиды до следующего Рождества.

Режиссер спектакля “8 любящих женщин”, премьера которого состоялась недавно в Театре имени Моссовета, Олеся Невмержицкая и художественный руководитель постановки Евгений Марчелли, сам не так давно ставивший эту пьесу Робера Тома в Ярославле, отказались от имевшегося у автора трагического финала, что не могло не сместить акценты. Все происходящее на сцене приобрело некий дополнительный постановочный эффект, словно было срежиссировано одним из героев спектакля. Появление в финале не обозначенного в программке Александра Филиппенко в роли Марселя, бессловесного отца, мужа, зятя и брата любящих женщин, обратило назревавшую драму в шутку, в розыгрыш, устроенный вовсе не младшей дочерью, а именно хозяином дома и, вероятно, не в первый раз. Человек, способный подобным образом разыгрывать свое семейство, перестает восприниматься как жертва и оказывается ничуть не лучше окружающих его женщин, вынимавших красивые скелеты из прекрасных шкафов все два часа спектакля.

Жена Марселя Габи (Ольга Кабо) изменяет ему с его деловым партнером и даже хочет оставить семью – не навсегда, на время. Старшая дочь Сюзон (Глафира Лебедева), обучающаяся в Лондоне и приехавшая домой на праздники, ждет ребенка. Свояченица Огюстина (Екатерина Гусева) давно влюблена в мужа сестры. Теща (Ольга Остроумова), живущая в доме Марселя и Габи, не желает спасти его от разорения, продав имеющиеся у нее ценные бумаги. Горничная Луиза (Анна Михайловская) больше занята соблазнением хозяина, чем работой по дому. Кухарка Шанель (Анна Галинова) – картежница, к тому же играет с сестрой Марселя Пьереттой (Евгения Крюкова), которую в доме не принимают из-за ее аморального образа жизни. А младшая дочь Катрин (Евдокия Карева) покуривает, читает детективные романы и от скуки следит за любимыми родственницами.

А деньги! Всем все время нужны деньги! И потихоньку выпивающей жадине бабушке, притворяющейся немощной старушкой (наблюдать за Ольгой Остроумовой в этой роли – отдельная радость, так она легка и прелестна и в этом непривычном для нее амплуа). И ипохондричной Огюстине, разрывающейся между желаниями впасть в истерику и ввязаться в драку с сестрой, которую неузнаваемая в гриме Екатерина Гусева играет с гротескным мелодраматизмом. И Габи, и Пьеретте, и девочкам, и прислуге требуются деньги, а еще ведь нужно содержать дом, хоть он и оформлен художником-постановщиком спектакля Анной Федоровой с лаконичной простотой, но в нем же минимум восемь комнат! Поэтому дамы обсуждают предполагаемое завещание Марселя с неменьшим увлечением, чем раскрывают секреты друг друга, не забывают выпить кофе и даже переодеться к ужину (художник по костюмам Майя Мартьянова), не особо пугаются перерезанного телефонного провода и внезапно обрушившейся снежной бури. Снег растает, телефон починят, все останется по-прежнему. Идеальных людей не бывает, легких жизненных дорог тоже, так почему бы не взглянуть друг на друга с чуть большим вниманием, теплом и лаской?

В этом спектакле нет вопросов на злобу дня, зато его наполняют яркие, острые, профессиональные актерские работы. Удовольствие, получаемое артистками на сцене, щедро распространяется на зрительный зал. Для ощущения мимолетного счастья этого достаточно. Восемь любящих женщин его дарят.

Мария ЧЕРНОВА

«Экран и сцена»
№ 20 за 2021 год.