Утраченные иллюзии

Фото С.ПЕТРОВА. Предоставлено пресс-службой театра
Фото С.ПЕТРОВА. Предоставлено пресс-службой театра

Одиннадцать выпускников Мастерской Миндаугаса Карбаускиса в ГИТИСе стали артистами Театра имени Вл. Маяковского и были представлены труппе перед открытием нового, 99-го, сезона. Труппе и зрителям все они, впрочем, уже знакомы. Станислав Кардашев, например, успел ярко заявить о себе ролями в “Старшем сыне” (режиссер Анатолий Шульев) и “Школе жен” (режиссер Миндаугас Карбаускис). Выросший из экзамена на первом курсе документальный спектакль “Москва. Дословно” режиссера Никиты Кобелева сохраняется в репертуаре до сих пор. На Сцене на Сретенке идет “Йокнапатофа” в постановке Миндаугаса Карбаускиса, на Малой сцене – спектакль Анастасии Имамовой “В день свадьбы”, назвать их “студенческими” можно только по составу исполнителей на момент премьер.

“Обыкновенная история” по роману Ивана Гончарова в постановке Никиты Кобелева, первую половину 2021 года игравшаяся в 28-й аудитории ГИТИСа, была именно “студенческой” – и в лучшем (бьющая через край энергия юности), и в худшем (не слишком профессиональная сценическая речь, например) смыслах. 29 сентября спектакль принят в репертуар Театра имени Вл. Маяковского. Малая сцена театра не намного больше аудитории ГИТИСа, изменения в составе – не самые значительные, но энергия юности куда-то ушла, а баланс музыки, которую здесь же на сцене создают артисты, и диалогов потерян. Впрочем, возможно, это издержки первых показов.

Итак, знакомый сюжет. Из деревни в Петербург приезжает молодой человек, полный радости жизни и решимости совершить много прекрасного – найти вечную любовь и не менее вечную дружбу, написать великое произведение и как-то еще послужить Отечеству. В городе у молодого человека есть дядя, который, конечно, должен быть счастлив обрести племянника и помочь в его благородных устремлениях. Дядюшка и помогает – медленно, но верно, избавляя от иллюзий, заставляя работать, утешая в любовных неудачах. Вместе с иллюзиями племянника покидает радость жизни. Не прославившись, не женившись, не сделав карьеры, глубоко несчастный, но все еще молодой человек возвращается в деревню. Горе – смерть матери – делает его взрослым. Снова обращаясь за помощью к дяде, он точно знает, чего хочет: жить по законам, которые предлагают общество и мир вокруг.

Никита Кобелев перенес действие романа Гончарова вроде бы в наши дни – жители деревни совсем никакие не помещики, а Саша Адуев приезжает в Петербург в спортивном костюме и с красным рюкзачком, набитым рукописями и “вещественными доказательствами невещественных отношений”. Дядюшка Петр Иванович в деловом костюме и во вполне современной квартире, деловые записи, однако, ведет вручную, без компьютеров и телефонов. Появляющаяся позднее тетушка Лизавета Александровна, одевающаяся опять же в современные платья, почему-то говорит племяннику: “Отчего вы стали не такие, как прежде?”, а тот, страдая, не забывает называть ее “ma tante”.

Инсценируя “Обыкновенную историю”, Никита Кобелев выбрал шесть эпизодов из жизни Александра Адуева. Дядю Петра Ивановича играет Кирилл Кусков, племянника – пять артистов.

Иван Ковалюнас в первой сцене – искренний розовощекий мальчик, очень быстро, однако, понимающий правила игры. Он вроде бы до слез расстраивается, когда дядя отправляет в мусорную корзину сначала локон с колечком, потом стопку стихов, но расстается со всем этим без внутренней борьбы.

Иван Сапфиров, которому достался эпизод про любовь с Наденькой Любецкой (Юлия Марычева), преподносит мечтателя, нежного романтика – ему кажется, что счастье бесконечно. Дядя Петр Иванович в этой сцене почти режиссирует происходящее – выставляет свет, даже подает реплики, грустно глядя на племянника. Со всеми, мол, такое случалось, пришел и твой черед. Самое забавное, что женат в следующей сцене оказывается именно дядя, тогда как Наденька променяла Сашеньку на графа.

Станислав Кардашев – Саша Адуев периода разочарования, нигилизма и злости на мир. Он ходит в черном и читает басни Крылова, представляя своих знакомых их героями. Он забывает писать матери, ссорится с другом Поспеловым (Ярослав Леонов) и плачет, поняв справедливость дядиных упреков в эгоизме.

Саша Максима Наумова, начавший ухаживать за молодой вдовой Юлией Тафаевой (Арина Жаркова) по просьбе дяди и вдруг познавший счастье взаимной любви, внезапно начинает от любви скучать, сам себе ужасается, но смелости разорвать отношения у него нет. Опять приходит на помощь дядя.

Семену Алешину, наверное, труднее всех. Ему выпадают кризис взросления, равнодушие, депрессия. Его Саша уже не зол и даже не разочарован, ему тоскливо и пусто. Его желание вернуться не столько в родную деревню, сколько к матери, понятно. И спокойное письмо дяде “о месте и средствах” понятно тоже. Это называется переоценка ценностей.

А вот почему итогом всему стал циничный и эгоистичный Александр Федорыч Адуев (снова Иван Ковалюнас), жених богатой невесты и делец, не интересующийся ни здоровьем “tante”, ни проблемами мироустройства, вопрос определенно не к дяде Петру Ивановичу.

В финале Ася Фоменко, исполняющая роль Лизаветы Александровны, замученной веком и мужем, поет песню “Масала Доса” группы “Аквариум” – “…на честь и совесть больше нету нынче спроса…”

А разве когда-то был спрос?

Мария ЧЕРНОВА

«Экран и сцена»
№ 19 за 2021 год.