Керченские перепалки

Сцена из спектакля "Юбилей ювелира". Фото предоставлено Театром Наций
Сцена из спектакля «Юбилей ювелира». Фото предоставлено Театром Наций

Государственный Театр Наций под руководством Евгения Миронова провел лабораторию по современной драматургии в городе Керчь, навсегда вписанном Островским в театральную историю России. Маршрут “из Керчи в Вологду” и из “Вологды в Керчь” на долгие годы стал образом бесприютности русского артиста. К слову сказать, в названном южном городе, омываемым двумя морями – Азовским и Черным, своей драматической труппы не было на протяжении последних восьмидесяти лет. И вот два года назад она, наконец, появилась и разместилась в Доме культуры. Сегодня здание находится на реконструкции, и посему режиссерско-педагогический десант проводил свои лабораторные эксперименты на разных площадках, в том числе и на пленэре.

Выбор пьес (логичный для театра с небольшой труппой) поставил сложные задачи перед режиссерами, ибо все три – “Очень поздний ужин” Георга Стражнова, “Летние осы кусают нас даже в ноябре” Ивана Вырыпаева и “Юбилей ювелира” Николы МакОлифф, разговорные и требуют обстоятельного разбора.

Арсению Фогелеву, главному режиссеру Краснодарского театра драмы имени Максима Горького достался “Поздний ужин” (первый драматургический опыт автора), отобранный театром, очевидно, из соображений немногочисленности действующих лиц: мать, дочь и их общий любовник; вернее, бывший – матери и нынешний – дочери. В пьесе мало действия, зато герои ведут бесконечные разговоры и не только о любви. Они говорят обо всем на свете – религии, литературе, музыке, политических и духовных проблемах (действие происходит в Риге в канун миллениума). Герои философствуют, читают стихи и даже цитируют псалмы. Женщины – стопроцентные рижанки, а Александр, практикующий адвокат, родом из российского Богуславля, и разница их национально-социальных менталитетов находит отражение в тексте. Так что тем, затронутых в диалогах и монологах (ими герои тоже не обделены), могло бы хватить на несколько пьес. Играть такое на полном серьезе, наверное, было бы ошибкой, и Фогелев окрасил все эти мучительные для зрительского уха рассуждения долей иронии, благодаря чему отношения героев обрели некоторую легкость.

Опытный Георгий Цнобиладзе (с недавних пор – главный режиссер Саратовского ТЮЗа имени Ю.П.Киселева) для запутанных в своей абсурдности разговоров трио героев пьесы “Летние осы кусают нас даже в ноябре” нашел неожиданную сценическую площадку – берег моря, ставший декорацией к его эскизу, а пылающее вечернее небо – задником. Вода как символ очищения многократно использовалась режиссерами, но здесь она не только символ, но и среда обитания героев, утопающих в потоке бесконечно повторяемых фраз и слов. Муж ревнует жену, пытаясь выяснить, что за мужчина был у нее в понедельник вечером. Жена упорно утверждает, что это был брат ее супруга Маркус, священник. А друг cемьи столь же страстно настаивает на том, что в понедельник Маркус был у него. Этот похожий на допрос, ходящий по кругу разговор не имеет ни конца, ни начала и может длиться бесконечно, с отвлечениями на философствования о жизни, душе, Боге, безбожии и бессмысленности поисков правды. Актеры обогащают монотонность разнообразием оттенков чувств и интонаций. Стоя по колено, а то и по пояс в воде, они рассуждают о вечном, балансируя на стыке иронии и серьезности. В финале, осознав невозможность докопаться до правды, герои снимают с себя микрофоны и с детской беззаботностью кидаются в воду, гоняясь друг за другом, ныряя и плескаясь на фоне заката.

Бенефисный “Юбилей ювелира” ставил третий участник проекта, ученик Сергея Женовача Владимир Данай (Смирнов), решивший окрашенную мелодраматическим флером пьесу почти что в фарсовой стилистике. Умирающий ювелир, мечтающий дожить до своего девяностолетия – в этот день ему обещала нанести визит сама английская Королева – и его супруга, оба с набеленными лицами, напоминают пару клоунов. Однако гротесковый подход к образам стоящих на пороге смерти стариков с их размышлениями о бренности жизни не ослабил внутреннего драматизма пьесы. Диалог, длящийся целую жизнь и прерываемый теперь только здравыми рассуждениями сиделки, похожей на ангела смерти, столь же эксцентричен, сколь и печален. И когда наконец-то происходит долгожданная встреча с Королевой, чье явление – то ли сон, то ли явь, главному герою ничего не остается, как раствориться в последнем луче света, проложившем ему путь в небытие, словно шлейф ушедшей Королевы.

Алла МИХАЛЁВА

«Экран и сцена»
№ 18 за 2021 год.