Русские снова в тренде

Филипп Янковский в фильме “Иван Денисович”
Филипп Янковский в фильме “Иван Денисович”

Фестиваль в Локарно – один из трех старейших в мире и всего на пару месяцев моложе Каннского: оба впервые  прошли в 1946 году. И оба не состоялись в 2020-м из-за пандемии, поэтому нынешние “издания”  обоих фестивалей дышали удвоенной накопленной энергией.

Кинофестиваль в Локарно стал первым после локдауна крупным культурным событием в Швейцарии. Однако приехать сюда для многих профессионалов  кино и зарубежных гостей оказалось непростой задачей – особенно для тех, кто добирался через Милан и должен был таким образом пересечь две границы. Ведь Локарно находится в италоязычном кантоне Тичино, совсем недалеко от Италии.

Участники фестиваля любят выезжать на обед или ужин в соседний городок Каннобио на берегу Лаго Маджоре: там еда вкуснее и дешевле. В этот раз выяснилось: для пересечения границы  нужен гринпас (европейский сертификат вакцинации или свежий отрицательный ковид-тест). Да еще вдобавок заполнить специальную анкету.

Некоторые (особенно русские) полагались на авось и ездили без документов, рискуя нарваться на неприятности.  Но нашим к трудностям не привыкать.

Главным объектом озабоченности организаторов фестиваля были вечерние просмотры под открытым небом на живописной Пьяцца Гранде, где в былые времена собиралось до 10 тысяч зрителей.

Теперь для посещения этих просмотров с их неповторимой романтической атмосферой надо было предъявить медицинский QR-код, а у кого его не было, мог смотреть те же фильмы на пресс-показах в другом, закрытом кинозале.Там почему-то никаких документов, кроме зарезервированного билета, не требовали. Логики в этом нет, но кто уже в сегодняшнем перевернутом  мире хоть в чем-то ищет логику…

Пьяцца Гранде, которую называют самым большим открытым кинотеатром  Европы или даже мира, всегда была предметом гордости, но и доставляла массу хлопот заправилам фестиваля. Сюда закупили и завезли суперсовременную проекционную аппаратуру, обеспечивающую идеальное изображение  и объемный звук. Прежний президент фестиваля,  набожный тичинец Раймондо Реццонико каждый день молился  покровительнице города Мадонне дель Сассо, чтобы она не насылала  дождь. Но силы зла не дремали: именно к 9.30 вечера, как только августовское небо темнело и начинался показ, нередко набегали тучи.

Иногда полная энтузиазма публика смотрела под проливным дождем не только остросюжетные  триллеры, но и, скажем, “Олигарха” Павла Лунгина или иранский фильм  про девочку, которая два часа ищет монетку, упавшую под дождевую решетку, чтобы купить желанную рыбку для аквариума. Все сидели под зонтиками  или,  накрывшись плащами, но никто не уходил.

В этом году в Локарно дебютировал новый художественный директор  – Джиона А.Надзаро, автор киноведческих  работ, посвященных фильмам кунг фу и восточным мастерам жанрового кинематографа.  Его считают “экспертом по боевикам” и видят отражение этого в собранной им программе, где доминирует жанровая классика  – “Робокоп”,  “Схватка” и “Звездный десант”.

Мечтой нового куратора было показать на Пьяцца Гранде “Терминатора”, но тут опять воспротивились силы зла: в этот вечер на Локарно  обрушился единственный  за все время фестиваля ливень и какой!  Тут уже с площади  смыло самых больших энтузиастов, а просмотр  перенесли под крышу, что, разумеется, совсем не то.

Тем не менее, на фестивале не было недостатка в горячих премьерах и звездах. Почетным “Золотым леопардом” награжден знаменитый американский режиссер Джон Лэндис; призом за карьеру – оператор Данте Спинотти; актрисы и модели Летиция Каста и Кася Смутняк.

Кадр из фильма “Я мщу, остальные платят наличными”
Кадр из фильма “Я мщу, остальные платят наличными”

В этом году в Локарно, чего уже давно не было, мощно присутствовало российское кино. Программа на Пьяцца  Гранде завершилась мировой премьерой фильма “Иван Денисович” по рассказу Александра Солженицына. Ее представили создатели этой ленты режиссер Глеб Панфилов, актеры Инна Чурикова и Филипп Янковский. Для первых двух это был символический кам-бэк в Локарно, где больше чем полвека  назад, в 1969 году, Главным призом  “Золотой леопард” был награжден панфиловский дебют “В огне брода нет”  с молодой Чуриковой в главной роли.

С тех пор наши кинематографисты не раз участвовали в фестивале и отмечались престижными призами. Но крайне редко случалось (вспоминается разве что 1991 год), чтобы в здешнем конкурсе было сразу два наших фильма. В этом году ими стали “Медея” Александра Зельдовича и “Герда” Натальи Кудряшовой. Две полные трагизма истории про женщин – сильных, болезненно чувствительных и непокорных обстоятельствам. За обеими стоят прообразы сказочных или мифологических героинь.

И Наталья Кудряшова (актриса по первой профессии), и Анастасия Красовская, играющая Герду, и исполнительница роли Медеи грузинка Тинатин Далакишвили пополнили звездную галактику фестиваля. А модель и начинающую актрису Анастасию Красовскую наградили призом “Леопард” за лучшую женскую роль: невероятный успех дебютантки. Ведь такого еще не было в истории фестиваля, чтобы лучшей признали русскую актрису. Хотя в свое время члены жюри скинулись на специальный подарок для Инны Чуриковой – так полюбили ее в образе Тани Теткиной.

Если кратко охарактеризовать нынешнюю программу  Локарно, можно заметить явный дрейф от артхаусного кино в сторону жанрового – даже в рамках конкурса, наиболее эстетского сегмента фестиваля. Приз международной критики ФИПРЕССИ присужден французскому фильму “Грязный рай” Бертрана Мандико – о женщинах, бросивших загаженную Землю и построивших новый социум на другой планете; правда, эксперимент проходит с переменным успехом. Это смелый микс вестерна, сайенс фикшн и эротической феминистской драмы, впрочем, не без иронии по отношению к феминизму.

Приз за лучшую режиссуру получил Абель Феррара за апокалиптический нуар “Нули и единицы”, воспроизводящий  параноидальную атмосферу эпохи терроризма и коронавируса. Итан Хоук играет в этом фильме двух братьев-близнецов, один из которых травмированный войной американский солдат, а другой – анархист-революционер.

Еще недавно трудно было представить в конкурсе такой кинопродукт, как индонезийский “Я мщу, остальные платят наличными” режиссера Эдвина – жанровый коктейль из мелодрамы  и фильма боевых искусств.

Еще труднее, а именно так и случилось, было вообразить, что такой фильм может получить Главный приз фестиваля “Золотой леопард”. Но при внешней мейнстримовской легковесности в нем прочитывается метафора краха культуры  мачизма и насилия. И жюри во главе с американкой Элизой Хиттман, прославившейся феминистской кинодрамой “Никогда, редко, иногда, всегда” оценило этот аспект.

Пожалуй, самым большим сюрпризом фестиваля стал, хоть и  не получил наград, “Полицейский секрет”. Этот безупречно продуманный лихой триллер поставил в качестве режиссера национальный герой Исландии Ханнес Тоур Халльдоурссон – вратарь футбольной сборной, в 2018 году отразивший на чемпионате мира  пенальти от Месси.

В фильме присутствуют почти все основные стереотипы политкорректности и все представлены с тонкой иронией. Супер-коп, самый крутой полицейский Рейкьявика, оказывается геем и в паре с другим копом удочеряет китайскую  девочку. Ну, а в полицейском управлении рулят мудрые женщины, снисходительные к человеческим слабостям своих подчиненных.

Новой формуле фестиваля вполне отвечала и “Герда”, в которой социальные и гендерные мотивы вплетены в фантасмагорию снов и воображаемой параллельной реальности.

Вдобавок к актерской награде фильм Кудряшовой отмечен призом молодежного жюри, так же как и другая российская конкурсная  лента – “Медея” Александра Зельдовича. Хоть это и не официальные награды, тем не менее, они свидетельствуют о том, что новые фильмы из России вызывают живую реакцию у молодой европейской аудитории.

Добавим, что в программе, посвященной истории кино, был представлен “Расторгуев” Евгении Останиной – фильм о крупном российском документалисте, погибшем в Центральноафриканской республике.

Нельзя не сказать об успехе Филиппа Янковского. Нужно обладать особым художественным зрением Глеба Панфилова, чтобы увидеть солженицынского Ивана Денисовича в этом хрупком, все еще молодом человеке. Но режиссер увидел, а актер сумел органично прорасти в эту роль, что стало решающим фактором эмоционального воздействия фильма.

Янковский покорил аудиторию Локарно не только искренней игрой, но и выступлением перед публикой на итальянском языке, а жюри независимых критиков присудило ему за эту роль приз Boccalino d`Oro.

Елена ПЛАХОВА

«Экран и сцена»
№ 17 за 2021 год.