Одуванчик перед танком

Фото К.БУБЕНЕЦ
Фото К.БУБЕНЕЦ

“Страсти по Бумбарашу” Владимира Машкова в Театре Олега Табакова – напористый, громкий и эффектный спектакль. Как будто на сцену поставили огромную тепловую пушку, развернули дулом в зал и включили на максимум на все два часа. Поток горячей энергии прибивает зрителей к спинкам кресел, а звук оглушает. Ошеломляющие танцы, поставленные Аллой Сигаловой для артистов “Табакерки”, исполняются с молодецкой удалью. Тексты и музыка Юлия Кима и Владимира Дашкевича, написанные для фильма с Валерием Золотухиным в главной роли, радостно отзываются в памяти. Заслышав знакомое “Журавль по-не-бу летит”, люди начинают аплодировать, как будто стосковались сидеть спокойно в своих креслах и хотят присоединиться к ярмарочному, праздничному, плакатному действу, разворачивающемуся на сцене. Действу залихватскому, в бешеном темпе несущемуся, с яркими акцентами, простыми и эффектными, как взрывы петард, которые хоть каждые десять минут взрывай, все равно будешь вздрагивать. К ним не привыкаешь, как и к звукам выстрелов.

На пустой сцене под черным, будто обгоревшим, остовом крыши деревенского деревянного дома художник Александр Боровский поставил длинный стол с самоваром. Стол этот накрывают то белой, то красной скатертью, и за ним сидят, обнимаются, поют и пьют (лежат, пляшут, плачут, дерутся) попеременно красные и белые, бандиты и генералы, односельчане и враги. Люди, которым выпало жить, когда идет война. Они вошли в раж, залили в себя столько пойла, сколько влезло, и давай палить во все стороны – от безысходности, азарта и страха.

На спектакле, сколоченном так же крепко, как деревенский стол, за которым уже несколько поколений семьи обедало, и он еще двести лет простоит, остро чувствуешь, как хрупки люди. Мы. Как мало нужно, чтобы их покалечить. Нас. Как они не защищены ни перед чем – ни перед любовью, ни перед шальной пулей, ни перед белыми, ни перед красными. Жалеешь их. Себя. Думаешь о своих детях и прадедах, живших именно во времена Первой мировой и гражданской войн. И выжили, в отличии от героев спектакля: те все погибли, кроме Бумбараша, больше всего не хотевшего воевать, убивать, побеждать, геройствовать. Он устал, боится и хочет домой, к своей Варе. Вот была бы его главная победа – вести с ней хозяйство, растить детей, работать на земле. Такое понятное и простое желание. Такая крепкая и надежная основа для жизни, которая оказалась разрушена, несмотря на все попытки Бумбараша увернуться, умаслить, уговорить время и людей, чтобы не били, не призывали под ружье, просто оставили бы в покое. И каждый раз он, словно одуванчик, прорастающий сквозь асфальт, побеждает обстоятельства, но в финале маховик истории подминает под себя и его, как гусеницы танка – живой росток на дороге.

Бумбараша играет Севастьян Смышников, актер, чье имя, конечно, нужно запомнить, как когда-то имя Евгения Миронова, на которого в 1993 году Олег Табаков и Владимир Машков сделали “Бумбараша” в табакерковском подвале на сто человек. Сейчас Машков выводит на сцену Театра Олега Табакова, перед залом на 400 зрителей, новых актеров: Смышникова, Ангелину Пахомову (Варя), Павла Шевандо (Левка), Владислава Миллера (Яша). Они существуют абсолютно на равных со старшими: Александром Кузьминым (Гаврила), Александром Фисенко (Василий Иванович), Евгением Миллером (Поручик), Виталием Егоровым, Сергеем Беляевым и Сергеем Угрюмовым (как мушкетеры двадцать лет спустя, эта троица играет белых офицеров), Яной Сексте и Анной Чиповской. Актрисы исполняют: одна – роль простой бандитки, вторая – Софьи Николаевны, Соньки, бывшей питерской певички, которая теперь грабит поезда и убивает людей с грацией звезды Серебряного века и манерами героини немого кино.

У Владимира Машкова, как и у его учителя Олега Табакова, имеется комплекс полноценности. Как и Табаков, Машков не боится появления и существования рядом с собой очень ярких артистов. Как Табаков, любит, чтобы все стремительно неслось, гремело, захватывало и отзывалось в сердце простым и глубоким чувством: состраданием, сопереживанием, болью за другого. И ему, режиссеру и худруку, это удается.

Катерина АНТОНОВА

«Экран и сцена»
№ 15 за 2021 год.