Простая история

• Г.Архипенкова и А.Израэльсон в спектакле “Саня, Ваня, Римас”. Фото предоставлено Минусинским театромНаша газета подробно писала о последнем, девятом по счету Фестивале малых городов России (“ЭС”, № 13, 2011). Он проходил летом в Балаково Саратовской области. Возвращение к теме связано с кульминационной точкой важного проекта Театра Наций: лучший спектакль-лауреат фестиваля (им стал “Саня, Ваня, Римас” Минусинского театра) по традиции приезжает в Москву. В марте этого года победители впервые играли на обновленной сцене в Петровском переулке, и показу предшествовали выступления министра культуры РФ А.А.Авдеева, Советника губернатора Красноярского края Г.Л.Рукши, художественного руководителя Театра Наций Е.В.Миронова, председателя жюри, актрисы О.В.Волковой.
 
Можно вспомнить, что ми-усинцы не впервые становятся лауреатами этого фестиваля. Несколько лет назад они привозили в столицу эпопею – сказание о людях тайги “Черный тополь” по роману Алексея Черкасова и Полины Медведевой (спектакль шел два вечера подряд).
Конечно, все дело в лидере – режиссере Алексее Песегове. Он руководит театром около 20 лет, а на самом деле провел в нем почти всю жизнь с юности – начинал свой путь с должности монтировщика. Покидал театр лишь на время учебы в Екатеринбургском театральном институте. Можно вспомнить, что его спектакли трижды участвовали в “Золотой Маске” (в 2000 году “Циники” Песегова получили спецприз жюри).
Столичный гость, добирающийся в Минусинск на перекладных, радуется несуетности городка с населением 75 тысяч человек. Восхищается Спасским собором, старинными деревянными и каменными домами, знаменитым музеем, о котором можно прочесть у Брокгауза и Ефрона. Он построен в 1877 году меценатом Николаем Мартьяновым “на средства местных состоятельных жителей и при содействии политических ссыльных” (к слову сказать, Минусинск “пригодился” как место ссылки и при советской власти в ХХ веке). Театр немного моложе музея, он основан в 1882, и его зал каждый вечер полон. Но главное: зритель Минусинска подготовлен, приучен к тому, что спектакль – зрелище, заставляющее думать, сопереживать.
Между тем, удачи театра не связаны с каким-то особым режимом благоприятствования. Скорее, они вопреки обстоятельствам.
Двенадцать лет назад вышла книга Романа Сенчина “Минус”, вызвавшая большой интерес. “Минус” – метафора и, одновременно, принятое сокращение города. Это мрачное повествование от лица молодого человека, живущего в остановившемся времени, мечтающего убежать из Минусинска. Любопытно, что служит герой (альтер эго автора) рабочим сцены в местном театре. Есть в “Минусе” и портрет главного режиссера, написанный с редким уважением. Как писала в предисловии к книге Наталья Иванова, “без театра, без художников жизнь в “Минусе” совсем потеряла бы смысл”.
Очевидно, что театр Песегова – театр, уважающий себя, сохранивший высокий уровень культуры и индивидуальность.
Эти черты характерны и для того спектакля, что был привезен в Москву. “Саня, Ваня, Римас” (авторское название “Саня, Ваня, с ними Римас”) – пьеса Владимира Гуркина, родившегося в год Победы. Автор посвятил ее своим дедам, погибшим во время войны. Упомянутый в тексте внесценический персонаж, маленький Володя – сам драматург (к несчастью, безвременно ушедший из жизни два года назад). Мне уже приходилось писать о том, что жанр Гуркина – народная комедия – сложен. Но Песегов вместе с актерами нашли ключ к пьесе, смикшировав специфический “народный” юмор, характерный для драматурга, с которого легко соскользнуть в “щукарщину”.
На сцене – единая декорация (художник Светлана Ламанова). Фасад деревянного дома с окошком, забор, увешанный вениками (за ним помещается невидимая глазу банька, где любят париться мужики), стол, за которым происходят все главные разговоры. Разговоры житейские, самые немуд-рящие, но Песегов не был бы Песеговым, если бы не создал на сцене историю, очищенную от гус-того быта. В его спектаклях всегда существует музыкальный лейтмотив, структурирующий действие. И, вместе с тем, приподнимающий сюжет над обыденностью. В “Сане, Ване…” – это казачья песня “Шел солдат по дороге домой”. Всякий раз она, повторяясь, звучит по-разному: то как задушевная застольная, которая вольно льется из души (а поют артисты в Минусинском театре отменно), то как отчаянный бунт героинь, заглушающих песней зловещий стук в ворота энкаведешников, пришедших за мужьями.
Война идет где-то далеко, и герои пьесы Иван и Петр с нетерпением ждут повесток, рвутся на фронт. Но неожиданно милиционер Римас приносит известие о грозящем аресте: сельское начальство выполняет план “по посадкам”. Римас предлагает свой план Ивану с Петром – пробираться огородами к реке, а там уж бежать на войну.
Истинные героини “Сани, Вани…” – женщины. Три сестры, три разных характера. Четвертая героиня – Женя, дочь одной из сестер – Софьи (прообраз бабушки драматурга). Самая тихая, Соня (Светлана Черкашина), не переживет похоронки на Петра и упадет замертво, как когда-то ее мать, не пережившая гибели отца. Пропадает без вести муж Сани – Ваня. Саня в исполнении Галины Архипенковой – центр спектакля (за эту роль актриса получила премию фестиваля). Саня Архипенковой – истинно народный характер. Обаяние героини в изумительной природности, естественности натуры. В ней жизнь переливается через край. А вещий голос подсказывает: жив ее Ваня. Но война кончилась четыре года назад, и Саня решает бесповоротно: отдать руку и сердце Римасу, когда-то спасшему ее Ивана.
И вот, в день сговора нежданно-негаданно появляется муж. Замечательно решен разговор соперников (Игорь Фадеев и Александр Израэльсон). В финале побеждает любовь Сани и Вани, прошедшая все испытания.
Московские зрители (в зале был аншлаг) смотрели спектакль, не отрываясь. Они были растроганы, что неудивительно. Простая история рассказана со сцены без пафоса, искренно и проникновенно.
Часто исполнители, приехавшие из далеких регионов, пасуют в чужом пространстве, теряют ритм, пытаются играть “лучше”, форсируя голоса. Но все это не относится к артистам Минусинского театра, они привыкли “держать форму”, не теряя достоинства профессии.
Фестиваль театров малых городов России в последние годы меняется. И эти перемены связаны с реальной помощью коллективам. В Балаково шли мастер-классы по сценической речи и по сценическому движению. Проблема театров “малой” России – нехватка режиссерских кадров. Театр Наций не просто отбирает для фестиваля лучшие постановки, но и инициирует их с помощью Лаборатории, где молодые режиссеры показывают эскизы будущих спектаклей. Это часть Программы поддержки театров малых городов России. Так, в афише последнего фестиваля появились “Фронтовичка” Анны Батуриной (режиссер Илья Ротенберг) из Рыбинска, “Русская народная почта” Олега Богаева Балаковского театра имени Е.А.Лебедева (режиссер Марфа Горвиц).
Не так давно Лаборатория прошла в Ельце. Из эскизов был выбран и осуществлен спектакль “Бесконечный апрель” Ярославы Пулинович в постановке Павла Зобнина (ученика С.В.Женовача).
Не за горами Десятый, юбилейный фестиваль театров малых городов. Он пройдет с 29 мая по 4 июня в Лысьве.
 
 
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена» № 6 за 2012 год.