Формат будущего

Сцена из балета “Спартак”. Фото А.ПОТАПОВА
Сцена из балета “Спартак”. Фото А.ПОТАПОВА

Один из самых молодых музыкальных театров России – Астраханский театр оперы и балета – отмечает первый серьезный день рождения – 25 лет. Эта дата сложилась из истории коллективов в двух оперных домах – отсчет ведется с 4 мая 1996 года, то есть с момента, когда на сцене нового для Астрахани государственного Музыкального театра был выпущен пилотный спектакль-ревю “Этот головокружительный день”. В 2011-м все коллективы переехали в новое здание театра, который из-за его размера и великолепия называют “Ла Скала на Волге”. Хотя для полноты картины музыкальной жизни Астрахани нужно назвать и третье историческое здание, где, начиная с 1899 года, игрались полноценные оперные спектакли и проходили концерты. Это летний театр в знаменитом саду “Аркадия”. Здание дважды перестраивалось из-за пожаров, прежде чем возник уникальный деревянный театр с залом на 1200 мест. В театре, построенном без единого гвоздя (архитектор А.С.Малаховский), имелось электрическое освещение, акустические возможности отвечали всем требованиям времени. При театре периодически существовали свои оперные труппы, в одной из них начала свою певческую карьеру знаменитая астраханка Мария Сидорова – под руководством педагога и будущего мужа, известного театрального антрепренера Максимилиана Максакова. Самое яркое и насыщенное музыкальными событиями время – первая четверть XX века, когда вместе с астраханскими артистами на подмостках театра выступали прославленные гастролеры. Здесь начинал как хорист в антрепризе, а потом дважды возвращался уже в качестве гастролера Федор Шаляпин. В советское время деревянный театр использовался в основном для гастролей. Главным неудобством была неприспособленность здания к работе в зимних условиях. В 1976 году театр сгорел.

К этому времени музыкальная жизнь города перенеслась в стены филармонии и появившейся в 1969 году консерватории. Именно в Астраханской консерватории, еще до открытия музыкального театра, была создана оперная студия под руководством дирижера Фарида Сепкулова. Активность этой студии усилилась, когда в 1984 году в Астрахань приехала выпускница режиссерского отделения Ленинградской консерватории Лариса Химич для постановки дипломного спектакля – оперы Кирилла Молчанова “Зори здесь тихие”. Режиссеру удалось сплотить вокруг себя молодой студенческий коллектив. Группа артистов филармонии и оперная студия вскоре стали выступать в концертном зале филармонии, который был открыт при содействии Марии Максаковой в 1965 году. Молодой театр называл себя то Творческое объединение “Астраханский музыкальный театр”, то Антреприза “Музыкальный театр” – поиски названия свидетельствовали о том, что театр заслуживал автономии. Но Астрахань не была городом-миллионником, поэтому положительного решения ждали долго.

Важную роль в создании первого государственного оперного театра Астрахани сыграл ее уроженец и тогдашний худрук-директор филармонии Олег Попков, возглавивший и Творческое объединение “Музыкальный театр”. В 1992 году он вновь пригласил Ларису Химич в Астрахань, и публика с энтузиазмом встретила ее постановки: “Севильский цирюльник”, “Сильва”, “Золушка”, “Кармен”, “Летучая мышь” и другие. Желанную автономию новый театр получил в 1995 году, его возглавили дирижер Игорь Сметанин и главный режиссер Лариса Химич. Театру было передано каменное здание Летнего гастрольного театра, построенное на месте сгоревшего легендарного деревянного в парке “Аркадия”.

С 1987 года в Астрахани начал проводиться фестиваль вокального искусства, посвященный Валерии Барсовой и Марии Максаковой. Пионером фестивального движения стал все тот же Олег Попков, инициатор и главный режиссер первых пяти фестивалей. Фестиваль существует и сейчас, в апреле 2021-го он проходил в шестнадцатый раз, традиционно уже на нескольких площадках города, включая Астраханский театр оперы и балета.

В 2011 году было закончено строительство нового здания театра (оно стартовало в 2007-м к 450-летию Астрахани), и наступил следующий этап в истории оперной и балетной трупп, а также оркестра. В театре полностью сменилось руководство – на должность художественного руководителя и главного дирижера из Ростова-на-Дону приглашен Валерий Воронин, главным художником была назначена Елена Вершинина, во главе балетной труппы встал Константин Уральский. Еще когда стройка не полностью завершилась, новая команда выпустила оперу “Мадам Баттерфляй” (постановка Ольги Маликовой), номинированную на “Золотую Маску” и показанную в Большом театре в Москве. Спектакль остается в репертуаре и сегодня.

В том же 2011 году главным режиссером становится Константин Балакин, чьи постановки, выполненные в соавторстве с Еленой Вершининой и Валерием Ворониным участвовали в конкурсных показах “Золотой Маски” (“Пиковая дама”, “Осуждение Фауста”). В настоящее время театр сотрудничает с разными приглашенными режиссерами.

Балетное направление не было приоритетным для театра, собственная балетная труппа была набрана несколько позже. Первым “полнометражным” балетом, появившимся на астраханской сцене в 2000 году, стала “Жизель” с Эсмиральдой Мамедовой в заглавной роли, сейчас она работает в театре педагогом-репетитором. До 2011 года в репертуаре значились “Египетские ночи”, “Половецкие пляс-ки”, “Вальпургиева ночь”, “Сказки Шехеразады”, “Жар-птица”, “Щелкунчик” в постановке балетмейстера-репетитора Большого театра Ирины Лазаревой. К 100-летию со дня рождения Ростислава Захарова Людмила Семеняка перенесла в театр его самый знаменитый балет “Бахчисарайский фонтан”. Руководила балетной труппой коренная астраханка, выпускница Новосибирского хореографического училища Лариса Сивицкая. Чтобы пополнять труппу местными кадрами, была создана балетная студия.

Ситуация коренным образом изменилась, когда на должность главного балетмейстера был приглашен Константин Уральский. Он снял все поставленные до его прихода балеты и за десять лет создал свой авторский театр, однако многие отмечали слабое хореографическое наполнение его спектаклей. Летом 2020 года контракт с Уральским не был продлен, а на должность главного балетмейстера был приглашен Дмитрий Гуданов, в прошлом премьер Большого театра. Гуданова позвали, в том числе, и затем, чтобы он подтянул уровень классической подготовки артистов и обновил репертуар.

Какое назначение обходится без грандиозных фестивальных планов? Концепцию проведения нового балетного фестиваля на юге России разработал фестивальный лидер Астрахани Олег Попков, его поддержали директор театра Наталья Шагова и художественный руководитель Валерий Воронин. По мысли инициаторов, балетный фестиваль мог бы носить имя уроженца Астрахани Ростислава Захарова, по аналогии с уже имеющимся фестивалем имени Барсовой и Максаковой.

В декабре 2020-го прошла конференция, посвященная будущему фестивалю, при участии широкого круга астраханских хореографов, искусствоведов, краеведов, историков, представителей местных СМИ и столичных театральных экспертов. Накануне конференции состоялся гала-концерт “Шедевры советского балета. Посвящение Ростиславу Захарову” – провокационный по своей сути спектакль, исследующий пределы, возможности, крайности и видимые горизонты драмбалета, в частности, и сюжетного балета вообще. Речь не идет, конечно, о том, чтобы на будущем фестивале показывались всевозможные сюжетные спектакли или чтобы репертуар театра пополнился дюжиной современных драматических балетов, но толково собранный гала-концерт дал представление о том, как успешно или неуспешно на протяжении XX века советские хореографы раскачивали вроде бы уверенно плывущую и незыблемую лодку драмбалета. Удалось оценить, как герметичен вечно юный балет Леонида Лавровского “Ромео и Джульетта” и как беспечен и открыт трюкам концертный номер “Вальс” Мориса Машковского. В этом концерте соприкоснулись новаторские идеи Леонида Якобсона и Юрия Григоровича в трудной для художественной демонстрации на советской сцене теме любовной лирики, и старший мастер показался прозорливее и значительно авангарднее молодого. Большое значение имело то, что в отрывке из балета “Спартак” Якобсона танцевала Дарья Павленко, всегда стремящаяся и умеющая показать аутентичный слой хореографии. Кроме всего прочего Павленко является знатоком хореографии Захарова, в 2019 году она восстанавливала первый вариант “Бахчисарайского фонтана” в Самарском театре оперы и балета, и рафинированная постановка была номинирована на “Золотую Маску”.

Концерт был устроен как пестрый узор калейдоскопа, и из этого узора не требовалось выкинуть никаких лишних стеклышек. Важнейший раздел советской хореографии – фрагменты балетов “Снегурочка” и “Эсмеральда”Владимира Бурмейстера станцевали солисты МАМТа Анастасия Лименько и Сергей Мануйлов. Не прошли мимо таких шедевров балетного театра СССР, как “Лауренсия” в хореографии Вахтанга Чабукиани и “Мелодия” Асафа Мессерера. Тема Мариуса Петипа намеренно не поднималась, классические спектакли имели совсем небольшое представительство в концерте, чтобы усилить соревновательность внутри представляемого направления. Показали лишь несколько номеров, предъявив талантливых астраханских артистов, среди которых моей личной фавориткой стала изящная японка Харука Номура, блеснувшая в “Талисмане” вместе с Николаем Выломовым. Хорошая пара сложилась из местных солистов Айгуль и Артура Альмухаметовых. В финале концерта символично зазвучало “Время, вперед!” Георгия Свиридова.

Сейчас театр осмысляет формат будущего фестиваля. Уже сделан первый шаг в сторону возрождения в новой форме сюжетного спектакля – в конце апреля Дмитрий Гуданов выпустил свою первую премьеру – балет-байопик “LePari” о жизни и взаимоотношениях Фредерика Шопена и Жорж Санд. В ближайших планах – “Сильфида” и “Раймонда”, приглашение молодых хореографов разных направлений. Предположительно пилотный фестиваль балета в честь Ростислава Захарова пройдет осенью 2022 года, а в сентябре 2021-го состоится его презентация, и в контексте празднования первой взрослой даты в истории Астраханского театра верится, что форум будет масштабным и интересным.

Екатерина БЕЛЯЕВА

«Экран и сцена»
№ 11 за 2021 год.