Пространство общения

 

• В.Медведев и С.РадченкоПоследний Фестиваль театров малых городов – одно из приоритетных направлений деятельности Театра Наций – оказался десятым, юбилейным. В четвертый раз участники встречаются в Лысьве, в гостеприимном Театре драмы имени Анатолия Савина. В программе – 18 спектаклей из разных городов от Тильзита-Советска до Комсомольска-на-Амуре.
Как обычно, фестивалю предшествовала большая подготовительная работа, которая осуществлялась под руководством арт-директора Олега Лоевского.
В этом году всем участникам был показан столичный “Рассказ о счастливой Москве” Театра-студии под руководством О.П.Табакова в постановке Миндаугаса Карбаускиса. Интересно, что одна из самых любимых зрителями актрис – Ирина Пегова сама родом из глубинки, из города Выкса Нижегородской области. Спектакль “Табакерки” бурно обсуждали и зрители, и участники.
Конечно, одна из важных миссий фестиваля привлечь внимание властных структур края, города к нуждам театров малой России.
На фестиваль приехала Софья Апфельбаум (и.о. директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ), которая приняла участие в “Круглом столе” – “Театр. Город. Власть”.
Художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов провел встречу с участниками фестиваля.
На Церемонии закрытия и вручения наград присутствовал Губернатор Пермского края Виктор Басаргин, прилетевший в Лысьву на вертолете.
Жюри во главе с Лидией Федосеевой-Шукшиной вынесло свой вердикт.
Лучшим спектаклем большой формы стали “Игроки” Лысьвенского театра драмы имени А.Савина в постановке главного режиссера Ильи Ротенберга.
Лучшим спектаклем малой формы объявлен “Доктор. Первый год” (режиссер Сергей Метелкин) Химкинского муниципального театра “Наш дом”.
Оба спектакля будут показаны в Москве на сцене Театра Наций.
Лауреатом премии за лучшую женскую роль оказалась Галина Кудымова-Агафья Тихоновна в “Женитьбе” Коми-Пермяцкого театра имени Горького (режиссер Анна Потапова).
Лучшая мужская роль обнаружена в спектакле “Бесконечный апрель” – ее получил Владимир Громовиков-Веня в Елецком театре “Бенефис”.
Дипломами отмечены: Галина Архипенкова (лучшая роль второго плана – Домна Пантелевна в “Талантах и поклонниках” Минусинского театра); Дамир Салимзянов (за взрослое отношение к детям в спектакле “Просто игра” театра “Парафраз” из Глазова); Татьяна Фролова (за современное прочтение классики – интерпретацию “Преступления и наказания” в Комсомольском-на-Амуре драматическом театре); Звездана Ангеловская (за пластическое решение “Короля-Оленя” в Альметьевском татарском драматическом театре).
Приз “Надежда” вручен Театру из города Шарыпово за спектакль “Убийца”.

Фестиваль театров малых городов в Лысьве радовал своей приветливой, дружелюбной атмосферой. Приехавшие из разных регионов артисты, режиссеры, директора образовали дружную семью: Театр Наций во главе с Евгением Мироновым сделал все, чтобы создать пространство общения. Каждый театр мог не только себя показать, но и других посмотреть, увидеть картину

театральной жизни, взглянув на собственное творчество “со стороны”, на фоне работ своих коллег.
Мы беседуем с главным режиссером Тобольского театра драмы имени П.П.Ершова Валерием МЕДВЕДЕВЫМ и его директором Сергеем РАДЧЕНКО. “ЭС” не случайно выбрала этот тандем. Сергей – один из самых креативных российских директоров, у Валерия – богатый опыт работы в малых городах: в Каменске-Уральском, Ирбите, Дзержинске, Шадринске, Серове, Златоусте.
– А сами вы, Валерий Петрович, откуда родом?
Валерий Медведев. Я тоболяк. Родился и вырос в Тобольске. После окончания института в поисках самостоятельного пути поехал по городам и весям. Каждый город – особый, со своей публикой. Всем известно, что зритель здесь, в Лысьве, воспитывался Анатолием Савиным. Он ставил Гоголя и Горького, Шекспира и Стриндберга. Савин проработал 17 лет, умер рано, к величайшему сожалению. Во многих городах, где мне приходилось ставить спектакли, зритель привык к традиционному театру, каким он был в 60–70-е годы. Все новации и эксперименты воспринимаются настороженно.
– Вы вернулись в Тобольск. В чем его отличие от других малых городов?
В.М. Тобольск – город с развитой инфраструктурой. В нем есть знаменитый Нефтехимкомбинат. Дороги хорошие – по ним ездят на европейских скоростях.
– Даже тот, кто не был в вашем городе, слышал о красивейшем тобольском Кремле.
В.М. Все так. Но после строительства комбината традиционность постепенно стала подав-ляться, старый город начал гореть. Сейчас его восстанавливают. В 1991 сгорел и знаменитый тобольский театр, похожий на терем. Труппа переехала в здание кинотеатра. В 2010 году в театре началась реконструкция.
– Жаль старого здания, но все же живая жизнь коллектива зависит в первую очередь от климата в театре, от взаимоотношений директора и главного режиссера.
В.М. Наш случай – особый. У нас режиссер, приехавший на постановку или штатный, чувствует себя “нанятым тренером”, нужным человеком. Но формирование репертуара, режиссерского корпуса мы решаем вместе с директором.
– Самое время дать слово Сергею. Вы ведь по образованию артист, то есть играющий директор? Как вы решились на это совмещение профессий?
Сергей Радченко. На мой взгляд, главная задача директора – создание творческой атмосферы. Чтобы режиссер, пришедший в театр с желанием работать, имел все возможности для создания хорошего спектакля. И как артист, и как директор я в этом заинтересован. В Тобольске по-другому быть не может. Так исторически сложилось, что еще 200 с лишним лет назад тобольская труппа заключала контракт с управляющим театром (такой контракт есть в архиве и датируется 1799 годом). У нас, как в Комеди Франсез, действовал принцип, по которому артист был сосьетером. А в 1802 году два актера, Возницын и Ушаков, откупили театр с правом управления труппой. Это традиция. Директором театра долгие годы был Николай Серапионович Лаптев – заслуженный артист России.
Большим авторитетом пользовался и Гавриил Данилович Абдулов, отец Александра Абдулова, который несколько лет был актером, режиссером и директором Тобольского театра.
– Я наблюдаю за вашим театром и вижу, как растет труппа. Вы выбираете режиссеров, которые могут построить необычный репертуар. Возникают интересные проекты. И оказывается, что зритель вполне может обойтись без якобы незаменимого Рэя Куни и с большим вниманием смотреть трилогию Сухово-Кобылина, которую вы назвали “Неотжитое время”.
С.Р. Конечно, говорить о том, что Сухово-Кобылин опередил свою эпоху, – клише. Но, к сожалению, время мало меняется. Как бы ни хотелось его отжить, оно не отживается. После борьбы с коррупцией начинаются “веселые расплюевские дни”. Зритель все эти смыслы хорошо считывает.
Что же касается комедийного репертуара, то у нас большим успехом пользуется “День отдыха” (“Сумасшедшее воскресенье”) Валентина Катаева, сейчас идут репетиции “Квадратуры круга”.
– Мне показался любопытным проект, связанный со спектаклями по произведениям нобелевских лауреатов.
С.Р. Это очень полезный проект. Мы начинали со Стейнбека.
– Спектакль “О мышах и людях” показывали на прошлом Фестивале театров малых городов.
С.Р. Да, это была первая постановка проекта. Второй стало “Путешествие Нильса с дикими гусями” Сельмы Лагерлёф.
Чем уникален Тобольск? Если вглядеться пристальнее, можно во всем найти историческую основу. Скажем, история Нильса. Где та Швеция и где Тобольск? Оказывается, Петр I, разбив шведскую армию под Полтавой, отправил шведов в ссылку в Тобольск. Губернатор Матвей Гагарин привлек их к работе по спасению города от наводнений. Они отвели русло Тобола вверх по течению Иртыша (правда, позже Гагарин был казнен в Петербурге по приказу Петра за казнокрадство, но перед этим успел сделать немало хорошего).
Шведы в Тобольске построили Кремль, открыли школу и при школе основали театр кукол. Шведы научили тоболяков резьбе по кости (кстати, и сейчас у нас работает единственная в России косторезная фабрика).
– Мне жаль прерывать Сергея, но все же вернемся к театру. По какому принципу вы выбираете режиссеров?
В.М. Когда Сергей Владимирович принял театр, Михаил Давыдович Поляков ставил спектакль в Тюмени. Он приехал к нам и прикипел к труппе. А труппа – к режиссеру. Он выполняет колоссальную педагогическую и воспитательную работу. По его рекомендации мы пригласили из Петербурга Петра Васильева, который поставил “Рождественскую звезду” и другие детские постановки.
– Мне кажется, вы первый в России драматический театр, добровольно взявший на себя функции театра кукол.
В.М. Это наше ноу-хау.
С.Р. Театр в городе один. Нет театра для детей, театра кукол. Поэтому в нашем репертуаре немало спектаклей для юного зрителя.
В.М. У нас работает режиссер Алексей Молостов. Он – балетмейстер, ученик Дмитрия Брянцева. Мы познакомились в Ирбите. Он поставил у нас “Конька-Горбунка”, “Таню-Таню”, сотрудничал с целым рядом московских театров: в “Ленкоме”, например, был балетмейстером “Женитьбы Фигаро”, “Королевских игр”.
– Я обратила внимание, что ваши артисты пластичны и вполне профессионально поют.
С.Р. Возвращаясь к тому, что театр один в городе, повторю: мы стараемся работать в разных жанрах. Например, у нас идет “Сильва” (“Да здравствует любовь!”).
В.М. Я приводил музыкантов на этот спектакль, и они удивленно говорили: а ведь спели! Конечно, мы делали аранжировку. Ставил спектакль Евгений Ланцов.
– Мне кажется, это важный принцип и для воспитания актера, который должен уметь все.
В.М. Сейчас мы пригласили режиссера из Петербурга Алексея Слюсарчука, который поставит у нас “От носа до неба” Джан Мариа Черво по новелле Пиранделло.
С.В. Премьеру будем играть в Италии на фестивале итальянской драматургии. В прошлом году мы провели фестиваль европейской драматургии в Тобольске. Откликнулись многие и, в частности, итальянцы.
– Вы доказываете, что инициатива необходима, и активно налаживаете связи.
В.М. У Сергея – редкий общественный темперамент. В нашем театре директор – художественный лидер, что, вообще, большая редкость.
С.Р. Сейчас у нас завязались связи со Словенией. Ждем театр из города Крань со спектаклями “Три сестры” и “Ревизор”. Михаил Давыдович Поляков, в свою очередь, поставит “Ревизора” в нашем театре. Это будет первый спектакль после открытия нового здания. Оно должно быть готово к декабрю.
– А новое здание по стилю будет отличаться от того старинного терема?
С.Р. Конечно. Встроить в современную архитектуру теремок невозможно. Решили пойти по другому пути. Это будет современная европейская архитектура.
– А как обстоит дело с гастролями?
В.М. Сергей Собянин, будучи губернатором Тюменской области, побывал у нас в театре и поинтересовался: “Что это у вас в капустнике речь шла о северной столице?”. А мы в капустнике смешали разных исторических персонажей: Екатерину II, Ершова, Алябьева. И губернатор помог нам поехать в Санкт-Петербург. Мы играли в Выборгском Дворце Культуры, который каждый вечер был полон. Это было семь лет назад.
С.Р. Но мы и сейчас ездим на гастроли. Нам многие говорили: гастроли – сплошные убытки. Конечно, когда мы в первый раз поехали в Ишим, вернулись в “минусе”. Но заявили о себе. И теперь театр ездит туда уже 6 лет, билеты всегда заранее проданы.
– Как вы относитесь к идее Ассоциации театров малых городов?
С.Р. Положительно. Как минимум, она необходима как некий банк информации. Коллеги часто бывают инертны. В стране не так уж мало делается для помощи театрам регионов. Это и поддержка молодых режиссеров и драматургов, лаборатории, которые осуществляет Театр Наций. Есть Программа Министерства культуры, реализуемая через СТД. Конкурс “Новый театр” Фонда Михаила Прохорова. Но информация либо не доходит, либо сами театры не умеют ее искать.
– В формат фестиваля включены мастер-классы.
В.М. Тренинги, которые проводятся на фестивале, очень важны для актеров. Для режиссеров необходим контекст. И самое главное достижение в том, что коллективы имеют возможность пробыть здесь, на фестивале, весь срок.
С.Р. Мы не так редко ездим. Но какой смысл – приехать, сыграть и уехать? А ведь это норма. Для города фестиваль – праздник, согласен. Но не для театрального сообщества.
– Что особенно запомнилось?
В.М. В целом фестиваль мне показался чересчур ровным, усредненным. Впрочем, я не все видел.
С.Р. На меня большое впечатление произвел спектакль из Химок по Булгакову – “Доктор. Первый год”. Работа интеллигентная, кропотливая, с большой фантазией. У театра из Альметьевска свой стиль. Сочетание восточного и западного искусства.
– Что дает вашему театру Фестиваль малых городов?
С.Р. Мы приезжаем на фестиваль в четвертый раз. У нас очень хорошие впечатления. Дело полезное и нужное. Помимо того, что любой фестиваль дает импульс для творчества, здесь царит особое, неформальное внимание со стороны наших коллег из регионов. Фестиваль учрежден Министерством культуры и Театром Наций, руководителем которого является Евгений Миронов, человек, пользующийся заслуженным авторитетом во всей России, гениальный артист. Во многом благодаря его усилиям фестиваль развивается. Здесь люди театра встречаются, возникают общие идеи, затеваются обменные гастроли. Это очень важная культурная акция.
Беседовала
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена» № 11 за 2012 год.