Суть современности

Фото М.ЧЕРНОВОЙ
Фото М.ЧЕРНОВОЙ

“Современник” – из тех театров, чья поразительная история внесена во все театральные учебники как уникальный для 1950-х годов случай театра, возникшего “снизу”, вне формального распоряжения власти, и ставшего одним из самых значительных явлений культуры. Выпускники Школы-студии МХАТ, объединившиеся вокруг Олега Ефремова под демократическим названием “Студия молодых актеров”, даже не подозревали, какими последствиями обернется их первая постановка “Вечно живые” по пьесе Виктора Розова. И, скорее всего, не рассчитывали на то, что войдут в историю и останутся в ней несомненным феноменом.

В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре проходит выставка “Современник. Начало”, приуроченная к 65-летию театра. Это совместный проект музея и театра, автором концепции выступил известный художник Алексей Трегубов, а кураторами – Анна Арутюнян, Алексей Егоров и театровед Елизавета Спиваковская. Большая часть архивных материалов была предоставлена музеем “Современника” и его бессменным хранителем Татьяной Прасоловой. Художественным руководителем проекта выступил глава “Современника” Виктор Рыжаков.

Выставка в MMOMA менее всего выглядит формальной и юбилейной и больше похожа на жизнь в самом необычном месте любого театра – за кулисами. Можно подсмотреть и увидеть всяческое непарадное. Но и получить представление о начале истории “Современника”. В уютно пахнущем деревом пространстве разместились фотографии и документы его ранней – до 1972 года – эпохи. В далеком 1958 году влюбленные в дело и профессию люди придумали назвать себя звучным и точным словом, сформулировали кредо – “двигаться вперед вместе с жизнью” и вместе со зрителем. В центре внимания выставки оказались знаковые спектакли первых лет. Именно они сформировали особый, узнаваемый метод и стиль “Современника”: “Вечно живые” (1956), “В поисках радости” (1957), “Матросская тишина” (1958), “Никто” (1958), “Пять вечеров” (1959), “Голый король” (1960), “Двое на качелях” (1962). Для создателей было принципиальным, что это современные, актуальные авторы, – зазвучал голос нового, послевоенного поколения. В них же впервые раскрылся актерский и режиссерский талант студийцев, которые совсем скоро обретут громкую славу – Олега Ефремова, Галины Волчек, Игоря Кваши, Лилии Толмачевой, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева, Виктора Сергачева, Людмилы Ивановой, Нины Дорошиной и многих других.

Традиционно для юбилейного повода на выставке представлено много фотографий, афиш, программок, эскизов костюмов и декораций. Эти материалы дополнены сохранившимися видео- и аудиозаписями спектаклей. Есть и Устав студии, где утверждаются демократические правила жизни коллектива, и горячая клятва верности заветам Станиславского, есть протоколы голосований, без которых не решался ни один важный вопрос. А еще можно увидеть и услышать записи свидетельств очевидцев – от театроведов Инны Соловьевой, Анатолия Смелянского, Натальи Пивоваровой до воспоминаний непрофессионального зрителя самого первого спектакля “Вечно живые”. Их комментарии, как это всегда и происходит с живыми голосами очевидцев, позволяют хоть немного понять, как “Современник” повлиял на художественный пейзаж и сколь важными событиями становились спектакли молодого театра. В эмоциональных откликах стоит попытаться уловить время, ощутить эпоху Оттепели, когда стали возможны тектонические сдвиги в искусстве.

Авторы проекта сознательно остановились именно на ранних спектаклях, ведь они не только заложили основы эстетики, но дали импульс для будущего. Это будущее кураторы выставки спрятали в некоторой недоговоренности, завуалировали в многоточии, словно разговор еще не окончен. В сущности, так оно и есть. Среди зафиксированных моментов прошлого разместились и работы современных художников. Евгений Гранильщиков, Ян Гинзбург, Елена Артеменко, Екатерина Муромцева, Егор Плотников, Егор Федоричев сделали свои проекты специально для этой выставки. Их работы как будто продолжают мотивы постановок “Современника”, развивают и осмысляют их уже сегодняшними средствами. И это своего рода способ закольцевать нашу общую историю, преодолеть временные границы, пригласить зрителя к размышлению о сути современности – изменчивой, неоднозначной.

Юлия КУЛАГИНА

«Экран и сцена»
№ 10 за 2021 год.