Рецепт мяса с кровью

Фото Е.ЛАПИНОЙ
Фото Е.ЛАПИНОЙ

На “Сцене под крышей” Театра имени Моссовета режиссер Евгений Марчелли поставил спектакль “Фрекен Жюли” по пьесе Августа Стриндберга. Пьеса XIX века стала поводом для исследования природы человеческой ненависти и взаимной токсичности века XXI. А также возможностью показать феминизм и абьюз под особым углом зрения.

Спектакль сделан на стыке натурализма и абсурда. На небольшой кухне видны рукомойник, электроплитка, стол, пара стульев. Служанка Кристина (Кристина Исайкина) обманчиво невыразительна, немногословна, черт в тихом омуте – жарит настоящее мясо и параллельно варит, по приказу хозяйки, отраву для собаки. Соседство съедобного и смертельного, долгих пауз, во время которых случается катастрофа, и жалящих слов, ее усугубляющих, задает тон происходящему.

Характеры героев заявлены сразу: молчаливая Кристина, старательно прячущая ненависть к госпоже за неизменно тихим голосом и спокойным лицом, брутальный, подчеркнуто грубоватый Жан (Павел Усачев). Он плотоядно принюхивается к мясу и чуть ли не залпом выпивает дорогое вино из графских подвалов – еще не победившее быдло, но уже воинствующий полумаргинал. Жан и Кристина собираются пожениться, а сейчас намерены вместе ужинать, но на маленькую кухню стремительно врывается статная фрекен Жюли (Лилия Волкова). Напряженная, как сжатая пружина, с ярко накрашенными губами и немыслимым плюмажем на голове, сразу заполняющая собой пространство, – она клубок противоречий, сочетание красивого и вульгарного. Фрекен привыкла делать все, что заблагорассудится, получать все, что пожелает. Фрекен ненавидит мужчин, даже своей собаке не может простить встречу с кобелем, но сама вожделеет Жана, испытывая почти животную страсть. Она успокаивает Кристину тем, что не уведет у нее жениха, но явно лжет, события несутся стремительно, хотя внешне, как это всегда бывает у Стриндберга, почти ничего не происходит.

Персонажи Стриндберга – проводники сильных страстей, но они не властны над самими собой и могут разве что рухнуть под ними и обрушить вслед за собой мир. Режиссеру, однако, интересна локальная история – с чего начинается это крушение, какой жест или слово могут запустить лавину. Маленькую, в пределах одного дома, но смертельную для его обитателей. Марчелли почти вплотную придвигает актеров к зрителям: Кристина предложит кому-то из публики свежеприготовленный ужин, фрекен Жюли будет просить стик для айкоса, сцены соблазнения и секса (хотя и целомудренного – в ниж-нем белье и простынях) происходят на расстоянии вытянутой руки, и потому внутренний крик и внутренняя ненависть так и останутся за плотно сжатыми губами Кристины, в расширенных зрачках Жюли, в нагловатой иронии Жана. Сверхактуальный тренд о феминизме, виктимности и абьюзе Евгений Марчелли в союзе со Стриндбергом разворачивает в обратную сторону – есть еще и жертвы мизандрии, токсичные отношения работают в обе стороны, война полов никогда не заканчивалась.

Всех троих тянет друг к другу магнитом как к возможности наконец-то выразить свои чувства – держать их в себе становится уже физически невозможно. Фрекен соблазняет Жана прямо на кухне, Кристина поспешно набивает рот едой, пытается запить пивом, но подавится и будет вынуждена долго и мучительно кашлять, выплевывая в итоге, недоеденное в стакан. Жану предстоит проглотить обиду и унижение от госпожи в присутствии невесты. Он отомстит позже. Уговорив фрекен на побег, он ударом ноги расплющит клетку с ее любимой птичкой – и Жюли оцепенеет, потеряв всю свою силу.

В финале станет ясно, что лучше всех со спасением от лавины справилась именно Кристина. Долго терпевшая, подсказывавшая Жану нужные слова и решения, она еще раз подкинет жениху правильное слово: тот положит перед госпожой опасную бритву и уйдет в церковь. Фрекен Жюли в роскошном платье ляжет на кровать, где совсем недавно была почти счастлива, и будет долго смотреть на посверкивающее в галогеновом свете лезвие. Здесь все жертвы, но никого не жаль. Финал спектакля открыт, а вот надежд у фрекен Жюли уже не осталось.

Юлия КУЛАГИНА

«Экран и сцена»
№ 9 за 2021 год.