Голоса Рузы

Сцена из аудиоспектакля “Ваш номер!”. Фото И.АФАНАСЬЕВОЙ
Сцена из аудиоспектакля “Ваш номер!”. Фото И.АФАНАСЬЕВОЙ

В конце осени 2020 года СТД объявил прием заявок на участие в лаборатории “Аудиотеатр”, причем разработать идею требовалось для вполне определенного места: “Мы хотим, чтобы участники лаборатории придумали сайт-специфик проект для гостей и жителей Дома отдыха СТД РФ “Актер-Руза”. Выбор формата абсолютно не ограничен: что получится – коллективный променад или аудиоспектакль для одного человека, документальная аудиопрогулка или мокьюментари – решать вам”.

Куратором лаборатории выступил драматург Михаил Дурненков. Ему выпало работать с 7 творческими группами (в каждой – до 6 человек разных театральных профессий), подготовившими в итоге 9 эскизов. Два из них впоследствии получили грант на воплощение проектов в жизнь. Финалистами стали: Театр Взаимных Действий (открытое объединение трех художников и продюсера: Леши Лобанова, Ксении Перетрухиной, Шифры Каждан и Александры Мун), знакомый москвичам по спектак-лю-экскурсии “Музей инопланетного вторжения” в Боярских палатах СТД; и Творческое театральное объединение из Хабаровска.

Показы обеих работ прошли в конце апреля в почти безлюдном пока Парк-отеле “Актер-Руза”, где еще только ожидается летний наплыв отдыхающих. СТД, однако, уже задумался о разнообразии и небанальности их времяпрепровождения.

Театр Взаимных Действий представил интерактивную инсталляцию для номеров отеля, созданную при участии композитора Алексея Наджарова. Декларируя, что “как художников нас интересует интеграция искусства в обыденные, не специализированные, не выделенные для искусства пространства, создание встречи человека с искусством, не требующее ни дополнительного времени, ни специального похода в музей или театр”, ТВД выбирает для задуманной инсталляции пространство сверхунифицированное и суперстандартное. Спектакль-инсталляция так и называется “Ваш номер!”. В определенное, заранее оговоренное время, вы получаете ключ (в случае с отдыхающими не исключено, что речь будет идти об их собственном номере) и остаетесь один на один с внезапно обретающими шкодливый или романтический голос безликими предметами. Всего-то и требуется от вас, что находить наклеенные на мебели QR-коды и считывать их в произвольной последовательности, подчиняться голосам (например, следовать указанию погладить стул, который в ответ благодарно заурчит) и слушать музыку ветра, или просто медитативную музыку Наджарова. Продолжительность своего общения с оживающей обыденностью каждый волен выбирать сам, но много времени оно не займет.

Второй проект – спектакль-прогулка “Рузские следы”, сочиненный драматургом Викторией Костюкевич (только что в Москве в Центре Вознесенского в рамках театральной лаборатории “Театр vs Текст” прошли показы спектакля Николая Бермана “Страна Вась” по ее отчаянной пьесе-монологу, написанной под псевдонимом Викентий Брызь) и актерами Глебом Непомнящим, Петром Нестеренко, Алиной Цыкуновой и Еленой Колесниковой. Аудиопроменад с эле-ментами квеста, экскурсии и игры состоит из двух маршрутов по территории Парк-отеля. В каждой прогулке должно участвовать четное количество человек, поскольку маршруты связаны между собой и предполагают взаимодействие зрителей – снова, по сути, нам предлагается театр взаимных действий.

Голос в наушниках определяет последовательность локаций и манеру поведения при перемещениях. Один маршрут более созерцательный, второй более игровой и подразумевает наблюдение за наблюдающим. Далеко нас не заводят (причем, во всех смыслах), даже к реке спускаться не приходится, ее присутствие в непосредственной близости лишь упоминается: получасовое блуждание ограничено пространством между столовой, бывшим домом культуры, тремя корпусами отеля, беседкой и “SPA по-руzски”. Встреча лицом к лицу представителей двух маршрутов происходит на туевой аллее.

В идеале на такую прогулку стоит отправлять новоприбывших при заселении: каких-то полчаса, и ты уже в курсе, кто здесь бывал до тебя (имена народных и заслуженных перемежаются именами участников лаборатории “Аудиотеатр”), сиживал на лавочке, бренчал на пианино, посещал знаменитое на всю округу кафе “Уголек”, брал книги в несуществующей сейчас библиотеке или наблюдал шествие облаков, заходящее солнце и краски на небе из закатной беседки (вид оттуда и вправду отменный). Но и мимолетное выпадение из размеренного отдыха в нечто непривычное и необычное – тоже способ украсить летнюю повседневность.

Непривычное и необычное, впрочем, могло бы оказаться и поизобретательнее, но тут у каждого, разумеется, свои критерии.

Мария ХАЛИЗЕВА

«Экран и сцена»
№ 9 за 2021 год.

Print Friendly, PDF & Email